Рецензия на книгу
Девочка-ворона
Эрик Аксл Сунд
Аноним19 августа 2022 г.Чем больше восторженных отзывов критиков, тем больше вероятность, что под обложкой шедевра окажется пустышка.
В Швеции, одно за одним, находят изувеченные тела мальчиков. Один высушен как мумия, другой утонул, третий "законсервировался" в формалине. Но есть у них общая черта, указывающая, что это дело рук серийного маньяка: все мальчики были сильно избиты перед смертью, кастрированы, а еще они принадлежали к самым незащищенным слоям населения - сироты, мигранты, беспризорники.
Но шведскую полицию и общественность это не особо волнует, ведь это всего лишь трупы никому ненужных детей. Единственная, кому не всё равно, это женщина-полицейский по имени Жанетт Чильберг. Именно она, не смотря на попытки начальства замять дело и свалить преступления на первого встречного, решает разобраться кем были эти мальчики, а самое главное - кто с ними это сделал. И поможет ей психотерапевт София Цеттерлунд и ее пациентка - загадочная Виктория Бергман.
Книга слабая и этому есть несколько причин:
1. Очень много времени отдаётся "воде" и совершенно нет динамики. Вместо расследований - стенания героинь и их личная жизнь, какие-то вставки из прошлого, которые лишь путают читателя, и описания непроизносимых шведских улиц. Флешбеки, ближе к концу, стали раздражать, ибо нет никаких предупреждений перед скачком в прошлое. Это сильно сбивает с толку. На одной странице героиня - взрослая тётка, а через страницу она уже почему-то маленькая девочка, а еще через страницу она уже студентка.
Описания вскрытий и травм у трупов сводятся к тому, что патологоанатом в шоке, ведь тела ужасно изувечены. А дальше уже сами разбирайтесь и фантазируйте, что к чему. Посвятить уйму глав описанию личной жизни героев или описанию окружающего мира - это авторам не лень, а вот на расследование сил уже не хватило и всё свели к каким-то недомолвкам.
Сюжет движется удивительно вяло, как ленивец на скоростной трассе. Как будто ни у авторов, ни у героев нет желания узнать, что же дальше будет. А раз им неинтересно, то откуда интерес возьмётся у читателя?
2. Убийца известен с первых глав и история персонажа красной нитью проходит через всю книгу. Причем никаких эмоций, кроме скуки, это не вызывает, ибо прописано крайне топорно и пресно. Нет желания сопереживать, нет никаких эмоций. Возможно, потому что все герои прописаны слабо.
3. Главные героини ультра-унылые. От них прямо веет безнадегой, серостью и печалью. Такое чувство, словно они между собой соревнуются у кого же судьба печальнее:
-Я с мужем 20 лет в браке, содержу его все эти годы, а он меня не любит и спит со своей новой подружкой. - говорит Жанетт. - А еще у меня сын подросток и я не успеваю уделять ему внимание. Жалейте меня!
- Нет, меня жалейте.- кричит София. - Я была 10 лет с мужиком, а у него всё это время была другая семья! А еще меня в детстве отец насиловал!
4. Лесбийская любовная линия выглядит притянутой за уши. Я не против лгбт-персон в книгах, но когда две 40-летние гетеросексуалки, знакомые лишь по телефонному звонку, при первой встрече умудряются влюбиться друг в друга (за пару страниц!) - это выглядит нереалистично. Ведь можно было это лучше проработать: дать женщинам время, познакомить их получше, сделать так, что б любовная линия вызывала интерес.
5. Слишком много животрепещущих тем. Авторы взяли и засунули в книгу всё, что пришло на ум: педофилия, детская порнография, изнасилование, убийства, мигранты, война, раздвоение личности, насилие, феминизм, лгбт - и получили кашу. Эффект нагнетания пропал, появился лишь привкус чернухи и трешатины. При чтении создается ощущение, что в Швеции живут одни убийцы и педофилы, а все мужики поголовно козлы. Какая-то непробиваемая тьма и безысходность. Положительных мужских персонажей как будто и нет.
6. Отсутствие концовки.
Ничего не имею против книжных серий, но когда книга заканчивается ничем, что б читатель купил продолжение - это фуфло. У меня это не вызывает ничего, кроме раздражения. Можно же более здраво прописать конец, оставив небольшое "но", что б читатель заинтересовался и побежал за второй книгой. Но авторам было проще закончить книгу, просто оборвав историю на полуслове в надежде, что читатель купит вторую часть.
7. Вставок с Девочкой-Вороной я не поняла. Как и то, почему ее так назвали. Возможно, это попытка придать персонажу загадочности, я не знаю.
Не смотря на обилие минусов, есть и маленькие плюсы:
1. Читается легко. По крайней мере у меня не сложилось ощущение, что книга "жуется".
2. Жанет живёт как самая обычная женщина средних лет с неудачными семейными отношениями и проблемами по финансам. Наконец-то копа сделали простым человеком, а не обеспеченным сверхчеловеком с идеальной внешностью, способностями суперагента и дедукцией Шерлока. Ну и ее муж Оке реально бесил, не понимаю, как можно 20 лет терпеть этого человека на своей шее.
Не уверена, что буду читать продолжение. "Девочка-ворона" - это яркий пример халтурного недо-детектива-недо-триллера. Авторы, не разбираясь ни в детективах, ни в психике людей, ни в писательском искусстве, решили создать книжку состоящую из воды, чернухи и трагедии. Но этого мало, что бы стать хорошей историей. Сделать бы ее потолще, добавить побольше инфы о героинях, прописать любовную линию, сделать полноценное расследование - и книга стала бы намного интереснее, но, увы, имеем, что имеем.10591