Рецензия на книгу
Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся
Скотт Беркун
Аноним15 августа 2022 г.«Мы выжили как вид, потому что могли проектировать вещи (...) Способность проектировать и затем обучать этому других стала одним из качеств, делающих человека тем, кто он есть на самом деле».
«Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся» Скотта Беркуна — невзрачная крафтовая книжка от @alpinaru. Если вы не искали её на полке целенаправленно, скорее всего, пропустите и этим совершите огромную ошибку.
Это чтение для всех: любознательным и новичкам в дизайне, маркетологам и опытным проектировщикам. Как эссе о подходах в работе — великолепна для руководителей (особенно глава 10 «Как скажут сверху»).
Что отличает «Дизайн всего» от других книг про дизайн? Она не растекается одинаковыми мыслями на сотню страниц, не основывается только на классических примерах и актуальна русскоязычному читателю. Беркун описывает как в идеале должен работать дизайнер, но этот идеал не выглядит сферическим конём в вакууме. Его рекомендации очень реалистичные, понятные и ёмко умещаются в перечень вопросов:
1. Что вы хотите улучшить?
- Для кого вы хотите это улучшить?
- Как вы добьётесь того, чтобы дизайн оказался успешным?
- Кому может навредить ваша работа — сейчас или в будущем?
Дизайн — это всё, что когда-либо было создано.
То, что сразу подкупает — прямой разговор о том, что дизайн часто остаётся «напоследок» и работает не на пользователей (как должен), а на производителя. Вокруг нас вообще много «плохого дизайна» — сделанного не для тех, кто будет им пользоваться и не для решения их потребностей. В 4 главе «Люди превыше всего» как раз об этом: создатель сегвея стал позиционировать своё изобретение как «заменитель автомобиля», хотя никто не спросил для кого на самом деле проектируется устройство и что люди готовы заменять.
«Из-за этого в проекте возникло слепое пятно. Команда сосредоточилась, скорее, на производстве, чем на проектировании (…) Если бы Кеймен начал с изучения людей (или хотя бы иногда перемещал на них фокус), он бы понял, что лучше сосредоточиться на велосипеде, а не на автомобиле. Количество произведённых и проданных велосипедов каждый год превышает количество произведённых и проданных автомобилей. Когда сегвеи вышли на рынок, это число различалось вдвое: в 2003 году было продано около 100 млн велосипедов и 42 млн машин».В книге много говорится об осознанном, антропоцентричном и системном подходе к дизайну и проектированию. Беркун не занудствует и описывает все грани такого подхода динамично и кратко: учитывайте контекст, спрашивайте потребителей, ищите компромисс бизнеса и пользователя. Здесь есть и о создании USB и о манипуляциях в рекламе.
Дизайн — процесс создания системы. В «Дизайне всего» почти все примеры и рекомендации описывают работу над проектированием цельного образа предмета в имеющемся контексте. Дизайнеры всегда немного инженеры, которые докапываются до истины и решают глубинные вопросы.
Иногда на пути хорошего дизайна встают технические ограничения и приходится довольствоваться сохранением функции. Например, билеты на самолёт такие запутанные и неструктурированные потому что печатаются термопечатью на древних принтерах, которые заменить — дорого и долго. Но иногда дизайн действительно плохой, в том числе, потому что
«если в какой-то структуре принимают неудачные решения, это распространяется и на дизайн».Ведь «руководители — тоже дизайнеры, дизайнеры организаций». Кстати, Скотт Беркун сразу даёт определение, какие проблемы в организации влияют на дизайн:
1. Отсутствие сплочённости в команде (недоверие, боязнь конфликта, безответственность, нетребовательность и безразличие к результ
- Комиссии — чем больше решений проходят через коллективное единогласие, тем меньше шансов у специалистов по проблеме отстоять своё мнение.
- Законодательные ограничения и негласные правила в большом количестве превращаются в балласт на пути к прогрессу.
«Если прежними останутся бюджет, культура, сотрудники и мотивы (а это ключевые элементы организационных систем), то и результат вряд ли будет другим».«Как для себя»
Многое в дизайне оказывается неудачным, потому что не учитывает психологию. Привычка к исключению — самое частое с чем сталкиваются начинающие дизайнеры: они судят по себе и совсем забывают о реальных пользователях, у которых могут быть разные физические ограничения, странные привычки и другой жизненный опыт.В «Дизайне всего» ещё говорится о ментальных моделях, а о таком незаслуженно редко пишут. Кнопка «закрыть двери» (особенно это заметно в бизнес-центрах), кнопка включения светофора для пешеходов и разные другие переключатели часто работают «с опозданием». На самом деле, всё что делают некоторые кнопки - зажигают лампочки.
«(…)в 2004 году в Нью-Йорке работала лишь пятая часть из 3500 таких кнопок (имеются ввиду кнопки на светофоре). Причина проста: нет смысла тратить деньги на их реальное подключение и обслуживание — большинство людей обычно не видит разницы».Ментальная модель — ваши ожидания и любые представления о функционировании чего бы то ни было в мире. Часто они ошибочны, но это не важно: главное, они упрощают для мозга анализ информации и минимизируют затраты энергии. Этим может пользоваться хороший дизайн, ведь «когда мы думаем, что управляем ситуацией, или, по крайней мере, активно занимаемся чем-то (нажимаем кнопку-плацебо), ощущение времени притупляется». Не всегда задача — сделать что-то. Часто дизайн — уловка для совершения психологических трюков с потребителем.
Книгу, вообще, можно разобрать на цитаты. Я их выписала отсюда достаточно и тем веселее был конец книги, когда я до него дошла. Помимо великолепной библиографии и смешной выходной спецификации издания (съедено столько-то лапши и конфет, кот лежал на авторе столько-то часов суммарно), тут есть список рекомендованной литературы, сортированный не по алфавиту, а по количеству содержательных заметок, которые Скотт Бертун сделал во время чтения. Становится ясно, что «Город как безумие» полнее на цитаты, чем «Дизайн для хакеров», так что с таким списком проще определиться, что читать в первую очередь. Надо взять такой способ приоритезации книг на вооружение!
Вердикт: «Дизайн всего» однозначно рекомендую. Прочитала на одном дыхании, сделала море заметок и точно вернусь к ней ещё не раз.
Содержит спойлеры4431