Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полет Сокола

Дафна дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2022 г.

    "...Я проснусь, когда ударюсь о землю"

    Да, если вдуматься, жизнь - долгий сон, от которого мы пробуждаемся в смерть. От того все наши желания, все помыслы и мечты - лишь иллюзия.
    Ошибётся тот, кто начнет читать роман Дафны Дюмурье как триллер или детектив, хотя определенные элементы этих жанров в книге есть. Но в сути своей роман - тончайший, почти микроскопический срез психологического состояния людей, получивших ожог войной.
    Кому из двух братьев больнее? Тому, кто в последнюю секунду выпрыгнул их горящего самолета и потом воевал у партизан? (Здесь, кстати, у меня возник ряд хитрых вопросов: на чьей стороне изначально сражался Альдо? Если внимательно читать, то он в общем и целом был сторонником Бенито Муссолини. Тогда как он попал к партизанам? Внезапное прозрение? Но создается впечатление, что внутреннего прозрения ничуть не бывало). Или другому, поскольку он не мог воевать в силу возраста, и волей случая ему достались чистые простыни и сытная еда? Я бы взглянула на проблему несколько под другим углом:: кто из них более одинок?
    Дафна Дюмурье, на мой взгляд, исследует в романе весьма интересный феномен - одиночества индивидуума в толпе, среди людей. Альдо и Армино (Бео) Донатти, (их имена отчетливо звучат как альфа и бета, первый и второй), в равной степени управляют определенными группами людей: Армино - экскурсионный групповод, или иначе гид, Альдо - преподаватель университета. Но если Бео тяготит его работа и ему чужд инстинкт диктатора, властителя пускай и небольшого, временного, но все же сообщества людей, то с Альдо не все так просто. В силу определенных причин (не стану раскрывать интриги каких именно) он инстинктивно, с младых ногтей стремится возвысится над всеми, подняться на самую вершину. Нет, не для того, чтобы стать ближе к небу и солнцу, но чтобы самому стать Богом.



    Я кукольник. Дёргаю за нитки, и куклы танцуют. Для этого нужна большая сноровка.

    Ох, какой знакомый сюжет разворачивает Дафна Дюмурье! Ведь он знаком нам чуть ли не с античности! Да, это сюжет о том, кто рискнул бросить вызов небесам и на сотую долю секунды поднялся над миром, окинул его с высоты, чтобы через мгновенье рухнуть вниз с опаленными крыльями.
    Весь роман напоминает некое театральное действо, разыгрываемое в декорациях средневекового города. Нам кажется, что мы Боги и повелеваем толпой, согласной носить нас на руках. Все ложь! Наш хорошо известный другим образ - лишь маска. Мы другие, когда сбрасываем эту маску, а порой и не одну, и становимся другими наедине с самими собой.



    Главное и единственное, что должен знать тот, кто желает ставить любой спектакль, — добиться, чтобы зрители осознали свою причастность.

    Итак, перед нами современная и одновременно средневековая фантасмагория, нарастающая крещендо от страницы к странице. Альдо, с упорством достойным лучшего применения, год за годом создавал у окружающих иллюзию самого себя. Бео, вольно или невольно, разрушил эту иллюзию, словно вынул из великолепного сооружения всего одну костяшку домино. И этого оказалось достаточно, чтобы все превратилось в ничто.



    — Знаешь, чего никто в нашей стране не может перенести? Впрочем, не только в нашей стране, но во всём мире и на протяжении всей истории? Потерю лица. Мы создаём из себя некий образ, и кто-то этот образ разбивает. Из нас делают посмешище. Человек или нация, теряя лицо, либо не оправляется и окончательно погибает, либо научается смирению, а это далеко не то же, что унижение.

    Завершая свой отзыв, скажу, что это было мое первое знакомство с творчеством Дафны Дюмурье. И, думаю, я продолжу общение с ее книгами.

    Читать/ не читать.. Для любителей психологической драмы и скрытых контекстов. чтени не назовешь легким. Но я рискну и порекомендую.

    45
    476