Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы

Александра Баркова

  • Аватар пользователя
    Аноним12 августа 2022 г.

    Так вот почему русалка на ветвях сидит!

    Да, почему же русалка на ветвях сидит? Да потому что у неё ноги! А те, что с рыбьим хвостом, и не русалки вовсе! Эту книгу посоветовали на курсе славянской мифологии - в первых рядах. В книге Александра Баркова даёт совершенно свежий взгляд на славянскую мифологию, перерабатывает и комментирует труды предыдущих исследователей русской культуры.Это огромный пласт работы! Я узнала, кто такой полазник, для чего нужен овинник, как в древней Руси относились к животным и что они символизировали, как охотились на «лютого зверя коркодела» :), и чем же отличался Хорс от Даждьбога. Здесь также подвергаются критике и давно устоявшиеся выводы о славянской мифологии из советских времен, и проводятся сравнения с неоязычеством. И на мой взгляд заявления автора довольно категоричны! Она старается указать, где не согласна с трактовками и выводами коллег, но иногда мне не хватало ее собственного вывода. Да, славянская мифология сильно пострадала от татаро-монгольского ига. Да, у нас очень мало источников. Но кроме как приводить неверные, по мнению автора трактовки, лучше узнать и ее мнение. Иной раз так и хотелось спросить, так что же в итоге? Как правильно? Как считает автор, кем был этот бог? Иногда это мнение приводится примерно так:И нам очень хочется сказать, что его звали Ярило… но твёрдых данных у нас нет <…>.
    Хотя бы так. В книге история идёт от низшей мифологии и всякой нечисти к высшей. И в большей степени это предположения, рассуждения, сравнение с аналогами в других культурах. Здесь нет полноценных мифов как в той же скандинавской мифологии (опять же по причине того, что многое было утрачено при золотой орде), но на мой взгляд слишком уж много внимания уделено мифологии животных и духов, но мало высшему пантеону. Сразу после этой книги я читала «Умершие неестественной смертью и русалки» (Д.К.Зеленин), она аж 1916 года, и могу сказать, что многое по этой теме А. Баркова заимствовала у Зеленина, хотя прямых отсылок к книге я не увидела. У Зеленина, конечно, так как целая книга только про «заложных», тема раскрыта глубже. Иногда в книге Барковой есть отсылки к «Слову о полку игореве» и «Повести временных лет», но было бы здорово, если бы это оформили  ссылками, чтобы понять, из каких источников (а их, конечно, больше двух) что взято. Этого мне не хватило даже с учётом главы о доп. литературе. Себе я ещё нарисую схемку всех богов, божеств, духов и иже с ними, иначе тоже легко можно запутаться. Для себя ещё могу отметить, что я так и не поняла, в чем разница между эпосом и былинами и когда они все же перестают быть мифами. Не хватило мне и содержания - там только название глав (выписала себе в лайфхак более детально). В целом, это однозначно отличный труд для изучения! Возможно, это мое предположение, он напечатан в сокращённом виде, так как периодически мысль как будто обрывается и скачет, и вскоре мы увидим полную версию, но и эта книга для общего понимания философии древней Руси - то, что надо. Также стоит отметить, что эта книга входит в серию «Мифы от и до» издательства МИФ, и мне теперь крайне интересно прочитать и другие книги серии.
    4
    296