Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Klara and the Sun

Kazuo Ishiguro

  • Аватар пользователя
    Tin-tinka11 августа 2022 г.

    Верят ли андроиды в человеческое сердце?

    Моя третья прочитанная книга у автора и вновь она идеально ложится в настроение, попадает на нужную волну моего восприятия. Причем стоит заметить, что все три произведения – «Не отпускай меня», «Остаток дня» и данное - очень похожи по атмосфере, даже тематически есть нечто общее (например, искусственно созданные люди, служение другим), словно написаны в одной стилистике. Неспешное действие, наполненное некой печалью, словно постепенное угасание, закат солнца в бескрайнем поле, полное недосказанностей, которые читатель может дорисовать самостоятельно, наполнить смыслом полупустые конструкции. Такой простор для воображения позволяет задуматься над массой вопросов, которые автор умело раскидывает по тексту, а неспешность повествования дает то необходимое время, чтобы с головой погрузиться в поднимаемые вопросы, а не суетливо пробегать мимо, спеша за поворотами сюжета.

    Отмечу, что автор берет весьма популярные темы, можно сказать, «бьет без промаха»: тут и искусственный интеллект, и возможность роботом заменить человека, и много раз поднимаемый вопрос, если ли в людях что-то особенное - душа, называемая здесь человеческим сердцем или же homo sapiens это лишь набор «программ», которые можно легко скопировать, ничего не потеряв от изначальной личности. И тема «мы ответственны за тех, кого приручили», ведь робот, созданный как компаньон для подростка, не может не любить его (отдельный вопрос, любовь ли это в человеческом смысле? Или лишь подходящие реакции «присмотра», не более чем автоматический отклик, возникающий на тот или иной раздражитель), а вот молодой хозяин может весьма быстро разочароваться в игрушке, предпочесть более усовершенствованную модель или же просто вырасти из кукол и тянуться к живым людям, оставив ненужную Идеальную Подругу угасать в углу. Да и может ли человек по-настоящему, длительно любить того, кто создан лишь выполнять его прихоти? Не рождает ли беззаветная преданность, вечная вежливость, покорность и исполнительность скуку, даже желание причинить вред, а безнаказанность лишь усугубляет жестокость, присущую людям? Или жестокость связана с тем, что герои, в отличие от читателя, в Кларе и ей подобных ИП не видят живое мыслящее и чувствующее существо, а лишь машину, ведь не задумываемся же мы о чувствах пылесоса, когда грубо толкаем его, запираем в шкафу или сдаем в утиль.

    Опять же, можно ли любить «зеркало», что-то, созданное лишь отражать наши желания, наши действия, но неспособное само создать новое? Например, не приходит же нам в голову полюбить Алису из Яндекса, хоть она и помогает нам, играет с детьми? И за что любить, например, такую, как Клара: ведь вся ее доброта, вежливость, стремление помочь, дружелюбность – это не взвешенный выбор, не результат размышлений, а лишь заложенная программа, она не может не быть доброй, послушной, уступчивой, оттого невольно мелькает мысль о том, что она неискренняя, неестественная, так как она просто не может иначе. Для нее невозможно нагрубить, не послушаться хозяина, отказать ему, заявить протест или взорваться криком от сдерживаемых эмоций (хотя плюс Клары в том, что хоть немного, но она проявляет своеволие в допустимых пределах). Возможно, в людях важно именно это – они могут быть и хорошими, и плохими, а если ведут себя хорошо, то это их сознательный выбор, представляющий ценность. Если они любят – значит, это их решение, их свобода воли, а любовь за деньги, купленная в магазине – может ли быть настоящей любовью? С другой стороны, не так ли нас любят собаки – ни за что, просто потому, что это Хозяин, каким бы плохим он ни был, они преданны и служат ему? (хотя собаки, конечно, в отличие от роботов могут и покусать, и сбежать от плохого хозяина, у них все же есть выбор, например, кого из членов семьи любить больше)

    Интересно поразмышлять, имеет ли робот свою личность и не было бы жестоким испытанием просить Клару притворяться другой, играть чужую роль или же это опять лишь человеческие заморочки, а робот устроен совсем иначе?

    Описывает писатель и драму родителей, теряющих своего ребенка, вынужденных бессильно наблюдать, как угасает их дитя. Отношения Джози и ее мамы очень трогательны, хотя и не безоблачны: есть тут и спорные приемы воспитания, над которыми тоже интересно поразмышлять, да и вообще родители в этом романе получились очень сложными личностями – что Крисси, что Хелен, которая привыкла прятаться от жизни, но ради счастья сына готова и на унижение, и на одиночество.

    Поднимаются и вопросы взросления, то, как меняются подростки, как под воздействием общества они примеряют на себя маски, желая стать своими среди сверстников, быть «крутыми». Или история первой любви и настоящей дружбы, которые, с одной стороны, навсегда оставляют след в душе и никогда не забываются, но в тоже время дети их перерастают и меняются сами или под воздействием обстоятельств, прощаются с друзьями, идя разными жизненными путями.

    Много тут размышлений и о безжалостном мире будущего, где люди разделены не только по социальным классам, но и на физическом уровне: форсированные дети не ровня обычным, для них открыты дороги в престижные колледжи, а остальные ребята, по экономическим или иным причинам не прошедшие генную модификацию, остаются на задворках жизни. Но при этом генная модификация имеет высокую цену не только в денежном эквиваленте, но и несет риск для жизни, не каждый организм может выдержать это испытание и есть определенное количество «брака», оттого даже обеспеченный родитель оказывается перед труднейшим выбором – рискнуть и дать возможность потомку удачно устроиться в жизни или, беспокоясь за его здоровье, не прибегать к вмешательству, закрыв для него доступ в привилегированное общество, лишив свободы реализации?

    Ближе к финалу роман подкидывает еще один сложный вопрос: для чего писатель придумал эту историю с Солнцем? Может, чтобы показать со стороны религиозные верования людей, когда в минуты отчаяния готов поверить в любые сверхъестественные силы, лишь бы иметь надежду? Ведь Солнце было Богом для Клары, к которому она взывала, которому приносила жертвы, заключая сделку. Да и окружающие ее герои готовы были поверить во что угодно, оказывать всяческое содействие, не понимая смысла происходящего, ведомые лишь призрачным шансом, что это поможет их любимому человеку. Хотя, возможно, искусственный интеллект действительно мог видеть что-то недоступное человеческому взгляду, ведь не знаем же мы законов того придуманного мира, который хоть и похож на наш, но все же содержит множество загадок (например, что это за зоны принудительной эвакуации?)

    Стоит отметить финал, который вышел несколько иным, чем я себе вначале представляла

    и хеппи-энд с болеющей девочкой выглядит некой натяжкой, хотя и повлек за собой весьма логичное развитие дальнейших событий (расставание с другом, который уже длительное время был иным, чем Джози и к этому все шло, отъезд в колледж и поспешное прощание с ИП, в которой отпала надобность, как в плюшевом мишке, который так нужен малышу, но, вырастая, ребенок легко забывает о нем, увлеченный новыми жизненными событиями)

    Об этой книге еще долго можно писать, буквально по косточкам разбирая каждую главу, но моя рецензия и так слишком затянулась. Так что порекомендую читателям прочесть это произведение, оно идеально подходит для летнего чтения, особенно в отпуске – греясь на солнышке, без необходимости куда-либо торопиться, можно буквально кожей ощутить ту живительную силу Солнца, которая поддерживала Клару и давала ей надежду на счастливое будущее. Отдельно стоит упомянуть о прекрасной озвучке Катерины Шпицы, все герои книги имели разные голоса, при этом звучали очень естественно, без кривляний и нарочитых искажений произношения.

    93
    3K