Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Body Keeps the Score. Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma

Bessel van der Kolk

  • Аватар пользователя
    Аноним11 августа 2022 г.

    Заметки о том, что меня зацепило в книге

    В начале книги подробно описано, что происходит с нашим мозгом при психологической травме. А происходит сдвиг в его нормальном функционировании. Мозг - это целая химическая лаборатория. При травме мозг отдает сигналы тревоги даже тогда, когда в реальности нет никакой опасности. Но люди с травмой не могут быстро оценить ситуацию и переключиться в спокойное состояние. Они продолжают жить прошлыми травмирующими воспоминаниями.
    Автор написал про химические лекарства, которые способны подавить ложные сигналы тревоги и помочь людям жить нормально. Успокоительное и транквилизаторы в Америке дают детям уже с пяти лет, если не раньше. А про взрослых вообще молчу, масштабы просто огромны. Фармакология нашла золотую жилу. Врачам проще выписать лекарство, чем работать с травмой, ведь мозг так до конца и не изучен. Автор предлагает альтернативу лекарствам - работать с травмой через тело.

    Болезненные воспоминания лишают нас дара речи. Я вспомнила, что раньше и иногда до сих пор не могу ничего сказать, когда на меня повышают голос. Тело реагирует быстрее рационального мозга и готовится к атаке.

    Лечение травмы важно проводить тогда, когда человек чувствует себя в настоящем. «Когда человек привязан к настоящему, вспоминая про пережитую травму, у него появляется возможность до глубины души осознать, что эти ужасные события принадлежат к прошлому». Но для этого ещё важно, чтобы части мозга, отвечающие за ощущение времени, оценивания ситуации в целом и собирающие сигналы от ушей, глаз и кожи были активированы.

    «Когда у человека комфортная связь с его внутренними ощущениями – когда он им доверяет, он чувствует контроль над собственным телом, чувствами и своим "Я"».

    Поэтому очень важно научиться жить своими чувствами и ощущениями, пользоваться ими.

    Наше тело подаёт нам сигналы, когда что-то не в порядке. Но люди с психологической травмой игнорируют эти сигналы или лечат их лекарствами. Но причина недомогания гораздо глубже.

    Взрослые заботятся о детях и дают им живой пример взаимодействия с миром. Это объясняет теория привязанности. Чем лучше у ребенка была связь со значимым взрослым, тем легче он входит во взрослую жизнь. Дети, чьи потребности систематически игнорировались и не удовлетворялись, а также подвергшиеся жестокому обращению, повторяют защитные сценарии, которые не помогают им влиться в нормальные взаимодействия с людьми в дальнейшем.

    Автор подробно описывает последствия жестокого и пренебрежительного отношения к детям раннего возраста. Он с коллегами провел несколько исследований о том, как это в дальнейшем сказывается на их жизни. Все они показывают прямую связь между травмой в детстве и психологическими и физическими проблемами во взрослом возрасте. Читать об этом было тяжело, конечно. В Америке миллион детей обвешаны кучей диагнозов психического расстройства вследствие жестокого обращения с ними, но правительственные структуры не видят между ними связи. А все потому, что лечение диагнозов прибыльнее лечения их причин.

    Неспособность проговорить болезненные воспоминания, свои чувства и ощущения лишь усугубляет последствия травмы. Но вместе с тем, проговаривание событий и описание чувств не даёт стопроцентной гарантии выздоровления. Я поняла, что наше тело запоминает реакции во время травмирующих событий и поэтому необходима работа с ним, научиться расслабляться и чувствовать себя физически.

    Наше тело заодно с нами, оно разговаривает и показывает свою боль. Но если мы потеряли с ним связь, то так и будем страдать, пока тело попросту не развалится. Автор приводит результаты научного исследования о положительной роли йоги в лечении последствий психологической травмы. Йога помогает наладить ту самую связь со своим телом, с теми участками, которые хранят в себе следы травмы.

    «То, насколько хорошо мы ладим с самими собой, во многом зависит от наших внутренних управленческих качеств – от того, насколько хорошо мы прислушиваемся к различным частям себя, заботимся о них и не даём им друг другу мешать. Эти части не существуют по отдельности, представляя собой лишь элементы сложного переплетения мыслей, эмоций и ощущений».

    Это идея о том, что в человеке существует несколько разных субличностей со своими "убеждениями, целями и ролями в общей экосистеме наших жизней". Например, в результате травмы может сильно пострадать части, любящие веселье, они изолируются и блокируются другими, тем самым защищая человека от повторной боли.

    Поэтому все эти части человеческого Я важно привести в порядок. Это тоже часть лечения травмы.

    Далее автор описывает другие методы лечения травмы. Особенно меня заинтересовал метод нейробиологической обратной связи. Его суть в управлении, упорядочивании или активизации определенных зон мозга на основе его электрической и волновой активности. К голове пациента подключаются электроды и на мониторе компьютера можно увидеть волновую активность мозга.

    Этот метод стимулирует определенные участки мозга, что помогает им расслабиться, а не включать постоянно сигнал тревоги. В этом состоянии люди спокойнее занимаются обычными делами и более устойчивы при стрессе.

    Результаты этого метода просто ошеломляющие! И он не требует дорогущего оборудования. Но не пользуется популярностью во властных структурах. Предпочтение отдается лекарствам, ведь они приносят гораздо больше прибыли. Но лекарства действуют только когда их принимаешь. А этот метод способен излечить за несколько месяцев, в зависимости от тяжести травмы.

    Далее автор пишет о целебной силе музыки, театра, движений. И подробно описывает их влияние на травмированных детей и взрослых.

    Книгу считаю для себя очень полезной. Я хорошенько задумалась о том, какой пример подаю своим детям и вижу, чему их следует обязательно научить. Научиться понимать свои чувства и ощущения, выражать их словами, понимать природу их происхождения – вот этот навык дорогого стоит. И именно этому нигде не учат.

    Книгу прочитала с интересом, несмотря на научные термины и подробное погружение в физиологию мозга. Мне эти темы нравятся.




    7
    1,2K