Рецензия на книгу
Культ
Константин Образцов
Аноним10 августа 2022 г.Впечатления о всей трилогии сразу
Не смогла написать о каждой книге отдельно, пишу здесь махом про все три.То, что анонсировано как трилогия, лично мне показалось тремя отдельными книгами, сильно отличающимися и по жанру, и по ощущениям, которые они после себя оставляют. Да, из первой во вторую кочует героиня (а главный герой первой книги во второй остается лишь в качестве неуловимого призрака, зато на сцену выходит другой персонаж, который потом и переходит в третью книгу). Да, во всех трех книгах с российской повседневностью соседствуют сверхрациональные явления — вервольфы, демоницы, ведьмы и т.д. и т. п., но все же все три книги качественно очень отличаются.
1. "Красные цепи" мне понравилась меньше всего. Сюжет не блещет оригинальностью (но я не из тех, кто обычно придирается к вторичности сюжета, если все остальное сделано классно), к мотивации, поступкам а, главное, трансформации и поведению главных героев есть вопросы. К непростому языку Образцова мне приходилось приноравливаться. Многочисленные нуарные погодные метафоры, занудные описания того, как в Питере долго, безнадежно и зловеще идет дождь, как в страшных ужасных подворотнях таится древнее зло ... местами это было утомительно.
Но не от этого я хочу предостеречь потенциальных читателей. В книге есть эпизоды, которые я хотела бы развидеть. Время сгладило впечатления, и сейчас мне удается писать об этом внеэмоционально, но пару-тройку дней мне было нехорошо. А я достаточно опытный читатель триллеров. В общем, думайте сами, надо ли оно вам. И нет, это не про вервольфа или эликсир бессмертия, это про то, что одни люди могут сделать с другими людьми, никакой мистики. Чистый неразбавленный ужас.
Что понравилось в стилистике Образцова, что я хочу взять на заметку, что считаю очень крутым писательским приемом: как он умеет слегка забегать вперед, как бы проматывая действие в убыстренном темпе, а потом делать шажок назад, замедлиться и показать ту же сцену глазами другого персонажа, с другой стороны. Вот это класс. Это касается не только "Красных цепей", это у него много где так, это мне кажется очень, очень удачным.
И именно читая эту книгу, я заметила нестыковки в петербургской топонимике. Помните про улицу "Попадалова" на якобы Петроградской стороне (среди прочих Плуталова/Бармалеева и так далее)? Пару раз взгляд цеплялся за что-то подобное, но я не обращала внимания, я потом как обратила!.. Я испытала двойственные чувства: с одной стороны, меня восхитила игра автора, с другой я возмутилась и почувствовала, что он откровенно издевается над читателем.
2. "Молот ведьм". Сюжет еще более банален, а нуар еще более нуарен, не оторваться. Кроме шуток. В Петербурге бушует ковен ведьм, а университетский преподаватель предпенсионного возраста берет на себя непростое бремя по их уничтожению. И вроде как главный герой — убийца и пытает женщин, а симпатии читателя более-менее на его стороне (мои — так точно, потому что дядька с убийственной точностью рассуждает об истории инквизиции, о том, куда катится либеральный мир и о том, что есть нравственные основы цивилизации и так далее. А еще он ходит в костел в Ковенском переулке за святой водой).
Эта книга очень, очень страшная. Помните, рассуждая о бесовщине, я писала о том, что если писатель будет пытаться показать зло таким, какое оно есть, он рискует сблизиться с ним в достаточной степени сам и приблизить к нему читателя (и ничего хорошего в этом контакте нет)? Мне кажется, в "Молоте ведьм" Образцов пытался изобразить зло максимально не-карикатурно и тем самым создал нечто по-настоящему страшное и небезопасное. Эту книгу я тоже не могу рекомендовать читать впечатлительным людям. Кто все же рискнет, имейте в виду, там очень и очень неприглядно и натуралистично описаны ведьмовские шабаши.
В этой книге есть логическая ошибка, на мой взгляд (она в полной мере развернется в третьей книге, а здесь она как бы начинает разворачиваться).
3. "Культ". Вот эта вещь мне понравилась больше всего. Парадоксальным образом я бы именно ее могла посоветовать всем без исключения любителям пощекотать нервы о мистические триллеры, но лучше ее читать, зная предысторию (которую я не берусь рекомендовать).
В маленьком северном городке (на сей раз арена — не Питер) просыпается древнее зло и начинает посредством людей вершить свои древнезлостные дела. Ааа, как это хорошо, как я это люблю. Главные герои — дети, и у нас тут получается смесь "Повелителя мух" и "Необходимых вещей" Кинга. А противостоят вот этому всему — тадамм и извините, все же спойлер — инквизитор и ведьма из предыдущей истории. И, в общем, все нормально, противостоят и противостоят, и даже жители города не все в конце погибнут, но тут есть большая, просто гигантская логическая ошибка. На мой взгляд.
Если у нас есть некие недобрые силы, которые используют человека и в обмен на это дают могущество (и я сейчас не о детках, а о ведьме-героине, которая перебралась сюда из предыдущей книги, чудом уйдя от расплаты за свои ведьмовские дела), то с этого сотрудничества не так-то просто "соскочить". Это какие-то, ну, основы. А еще менее вероятным выглядит то, как можно запросто использовать зло во благо (я так, на минуточку, попользуюсь своим ведьмовским даром, чисто для того, чтобы наказать плохих), а потом продолжить спасать деточек как ни в чем не бывало на стороне добра. В конце свалить в хэппиэнд. Нет, это так не работает.
В остальном книга сделана мастерски. И в том, что касается атмосферы, и стилистически (то ли я попривыкла к языку автора, то ли он в третьей книге действительно старался не делать предложения по полстраницы).
6293