Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним9 августа 2022 г.Крысы - это мыши, которые съели кошку!
В историко-литературной справке наткнулась на чудную историю о Достоевском, отбывавшем двухдневный арест за нарушение цензурных условий. Фёдор Михайлович вернулся отдохнувшим и повеселевшим. Ведь целых два дня он только и делал, что перечитывал "Отверженных" Гюго. "Хорошо, что меня засадили! А то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?" Что меня покоробило в этой истории? ДВА ДНЯ! Мне понадобилось на сей труд пара месяцев (правда, и читала я с перерывами). Несмотря на то, что я была довольна прочитанным, мозг иногда требовал отвлечься от начинавшей надоедать истории. Хотя во времена Достоевского роман публиковался с купюрами...
Итак, не скажу много нового. Прочитав рецензии, поняла, что со многим согласна: в оценке и героев, и многословия Гюго. Мне чрезмерные отступления, мыслетворчество и риторика автора понравились. Я никогда не выписывала так много цитат, как здесь. Были сценки и живые, с юмором, и дидактические, и нравоучительные, и шокирующие. Я легко отделяла те позиции, с которыми не сходилась с автором, и они мне не мешали, не навязывались. Приняв во внимание, что читаешь шедевр романтизма, спокойно относишься и к банальностям, совпадениям, оторванной от реальности впечатлительности некоторых натур.
Да, мне тоже поначалу, привыкшей к быстрому развёртыванию конфликта, досаждали некоторые блуждания автора, но потом я поняла, что в них и заключена самая прелесть. Битву при Ватерлоо мне захотелось перечитать отдельно. Создать грандиозную, масштабную и вместе с тем грязную кровавую бойню? Это было талантливо, это заставляло чувствовать себя участником такого, по сути, бессмысленного сражения (что можно заявить о любом военном столкновении). Клоака и водостоки Парижа - это гениально, жутко, мерзко и притягательно. А побеги и преследования Жавером Жана Вальжана? "Поймает-не-поймает--поймает-не-поймает" захватывало похлеще современных детективов. Лингвистическая справка об арго - чудо.
Из героев привычно выделю Эпонину, Гавроша, епископа. Эпонину за максимальную приближенность к реальности, наверно. Девушка способна и на вполне привычные повседневные чувства вроде ревности, грубости, влюблённости, но и на самопожертвование, смелость, дерзость. Её борьба и противоречия выделяют её сильнее плакатной Козетты (уверена, в XIX веке подобные миловидные мордашки появлялись на каком-нибудь мыле или свинцовых белилах), которая просто блекнет и становится неинтересной. Ни одной умной мысли, порыва, чего-то отчаянного, что ли, - пусть даже глупости! - от Эфрази я не встретила (даже имя девчушка выбрала себе детское и смешное. Маленькая несмышлёная козочка вместо восточной пленительной Евразии). Да и разговорчики с этими жеманностями, кокетством и гримасами вызывали приступ тошноты ("Где вы набрались этой пошлости?!").
Мариус Козетте под стать: вялый и никчёмный. Не способен ни на личные серьёзные убеждения, ни на силу воли. И если мечтатели сами по себе вызывают какую-то симпатию, то тут целая претензия на великий ум, благородство, убеждения и прочие высокие слова. На деле лишь слова. Признаюсь, со времён Ирэн из "Форсайтов" меня давно никто так не бесил. Можно много что сказать, отмечу лишь особенно претивший мне момент (после него я даже вознамерилась написать фанфик, в ходе которого на парнишку постоянно разливали бы подливку трактирщики и гадили птички в Люксембургском саду).
Итак, Мариус по понятным причинам мог презирать Жана Вальжана, узнав о его прошлом (и автор это подчёркивает, дескать, полон предрассудков, юношеский максимализм). Логично, ведь он дитя своей эпохи и просто повторяет привычную околесицу, считая каторжника недостойным и презренным. Но блин! Этот самый молодой судейка (то есть адвокат) САМ вернулся с баррикад, где убил несколько человек, притом был там даже не из идейных соображений, а пришёл покончить с собой из-за несчастной любви. Вместо того чтобы просто подставиться под пули, обрёк на смерть других людей. По сути, он чудом сам избежал каторги. Обнаружь его полиция на баррикаде, Мариус бы уже стал галерником без Козетты и брачной ночи, ведь и он также нарушил французские законы. А убийство, на мой взгляд, точно не равно украденному хлебу. Интересно, как он сам себе объяснял это противоречие, или оно его вообще не парило? Учитывая, что он предлагал "похлопотать о помиловании" Вальжану, он действительно считал: раз тебя не судили по закону, ты чист. Но здесь не вяжется его переживание насчёт "убитого Жавера". В общем, у себя в глазу бревна он точно не видел. Об Эпонине, пожертвовавшей ради себя-никчёмыша, не переживал, об убитых солдатах не волновался - "Ой, ну вы чего? Молодость, счастье, любоф, - понять!! простить!!!"
Гаврош - оригинал, маленький весельчак. Я подпевала его песенкам, даже не зная мотивов. Его спонтанность, доброта и умение не дать себя в обиду просто покорили. Дети вообще - жемчужины у Гюго. Чувствуется трепет и любовь в их описании. Все симпатии на стороне этих маленьких человечков, пусть иногда избалованных и испорченных своими родителями. Гюго не различает детей. Поставить рядом наследника Вараввы и Ирода - так должны поступать все. Детство - это уже венец и святость.
Конечно, всё-таки обидно, что людям с по-настоящему высокими стремлениями, способными на настоящий подвиг, достался по итогу шиш с маслом. "Друзья Азбуки" мертвы, Эпонина мертва, Гаврош убит, даже Жан Вальжан и тот почил, правда, душевно умиротворённый (но как бы не заслуживший счастья на этой земле).
Запомнился мне по ходу романа и очень симпатичный епископ. К слову, я перешла к этому роману после Чак Паланик - Бойцовский клуб ! Поэтому читать описание мирной добродетельной жизни Мириэля, его домашних, добрых дел, спокойного и рассудительного священника после крови, мяса, мочи, грязи и аморальных упырей было просто отдохновением для глаз и души. Мне даже не нужно было дальнейшего сюжета. Казалось, напиши Гюго ещё тысячу страниц про приход епископа, его паству - я всё читала бы и читала.
История Фантины - наверно, вышла самой страшной. Девушка, лишившаяся всего даже не из-за предательства возлюбленного (на него она озлилась и забыла), но из-за неуместного любопытства кумушек-перечниц, сплетниц, которые чтут себя служителями добродетели, только бросая камни в чужие огороды. Отрезанные волосы, вырванные зубы, разлука с ребёнком... Ох, просто горе. И ей счастья не перепало. Но она и должна была воплотить собой тех униженных и обездоленных женщин, от которых отворачивается общество, через неё, как через призму, Гюго показал неприглядную сторону тех дамочек, которые только внешне выше таких фантин, но внутри гораздо порочнее и ничтожнее.
Были главы, которые можно было читать только с подстрочником: уверена, и коренные французы не всех исторических лиц вспомнят. Но, с другой стороны, полезно для общего развития. Так что эпические полотна необходимо периодически читать. Это полное погружение. Целый мир. Какая бы ни была классная книга, если она сильно меньшего объёма, то не создаст такого же эффекта! Уметь читать столь колоссальные книги - большое преимущество.
11671