Рецензия на книгу
Сомнамбулист
Джонатан Барнс
BartoliThoft9 августа 2022 г.Если бы не конец, то моя оценка была бы максимум единица.
Лондон. 1900-е годы.
К Эдварду Муну, в прошлом сыщику и желанному гостю на любой светской вечеринке, а ныне всеми забытому владельцу захудалого театра, где он выступает как иллюзионист вместе со своим помощником - немым великаном по имени Сомнамбулист, обращается инспектор Мерривезер с просьбой помочь в расследовании загадочной смерти актера Сирила Хонимена. Всё выглядит так, словно он покончил жизнь самоубийством, но у Муна есть подозрение, что Хонимен окончил свою жизнь не добровольно. Расследуя дело, Эдвард всё глубже погружается в загадочные дела Лондона, даже не подозревая, что всего через неделю городу грозит гибель.
Я люблю подобные книги, где сюрреализм тесно переплетается с детективом и реальной историей. Поэтому, вначале, книга мне очень даже понравилась, а сюжет двигался бодро и увлекательно. К сожалению, автор сильно перемудрил, отчего конечная история не выглядит цельной. Такое ощущение, что он нахватал много разных кусочков (заговоры, мистика, секта, тайные организации, демоны, оживление мертвеца, церковь, поэзия, апокалиптика, наемные убийцы и т.д) и попытался из этого слепить нечто общее, объединённое главными героями и сюжетной линией. Но не вышло.
Уже на середине книги я просто потеряла нить повествования.
Еще одна проблема - это введение в сюжет новых персонажей или целых организаций, но при этом отказ нормально их прописать. Например, какой-то жирдяй Варрава, ждущий казни в камере смертников. Судя по всему, они раньше были в хороших отношениях с Эдвардом Муном, но больше никакой инфы об этом герое в книге не будет. Персонаж появляется на пару глав и умирает. Всё. Может стоило хотя бы прописать кто он, что он значит для Эдварда и почему ждет казни? Иначе зачем он нужен?
Помощник Эдварда, которого зовут Сомнамбулист. Он черезчур высокий, лысый, способен не есть неделями, не разговаривает, предпочитая неграмотно писать мелом на дощечке, пьет только молоко. А еще его можно бесконечно протыкать шпагами, резать ножами и топорами, а ему ничего не будет. Даже капли крови не вытечет. Мне был интересен этот герой даже больше, чем все остальные, но автор молчит, ничуть не объясняя, что этот человек (и человек ли?) из себя представляет? Кто он? Что забыл рядом с главным героем? И почему вообще книга названа "Сомнамбулист", если герой с таким именем не является главным героем, никак не раскрывается и ни на что не влияет?
Или Томас Крибб. Уродливый человек, основатель Лондона, который живет в обратном направлении. Пока мы вспоминаем прошлое и не подозреваем о будущем, он вспоминает будущее, но не в силах вспомнить прошлое. Всё, что для нас будущее, для него нынешнее. Отличный же герой. Но он появляется, несколько раз говорит загадки и исчезает. В конце о нём ни словом ни духом, даже пояснений не даётся как он жил всё это время и откуда у него такой дар. Видимо, писателю пришел в голову концепт и он решил его вписать в историю по принципу "лишь бы был".
В сюжет вводится какая-то унылая секта с нежизнеспособным строем, но детали особо не раскрываются. А зачем читателю знать, что движет людьми, основавших ее? Зачем подогревать интерес, когда можно просто поставить перед фактом, что такая вещь есть и она крутая, поэтому туда вступают люди?
Из-за мешанины всего совершенно непонятно, в каком мире происходят действия. С одной стороны вроде наш мир, со старым Лондоном, полицией, Скотланд-Ярдом. С другой стороны в книге присутствуют какие-то потусторонние личности, ясновидящие, чешуйчатый человек в цирке и девушка с плавниками вместо рук в борделе.
В общем, история сама по себе неплохая. Попади она в руки человека с хорошим писательским навыком, то могла бы получиться конфетка. Этакое городское фэнтези с примесью детектива.
Да что уж там, для начала достаточно хотя бы снизить количество персонажей, мест и организаций, которые мало влияют на сюжет. Как бы "очистить" побольше пространства в книге, а освободившееся место оставить на проработку персонажей. Прописать биографии, мотивации, личности, характеры. И уже получится неплохая история.
Единственное, что спасло книгу в моих глазах - это последние страницы. Вот люблю я такие концовки, хоть убейте. Не будь их, я бы смело влепила книжке единицу и забыла бы ее как неинтересный сон.10186