Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собачье сердце

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним7 августа 2022 г.

    Преображение и деградация?

    Самая известная повесть Булгакова многогранна и буквально окутана нитями проблем той эпохи, к которой она принадлежит. А эпоха эта – 20-е годы XX века, а именно – 1925 год. Тогда писатель и закончил эту работу, и повесть запретили… на долгие 60 лет. Лишь в 1987 году ее было разрешено официально опубликовать.Фантастика, евгеника, медицинский эксперимент, сатира, социальный реализм – все это хитроумно сплетено в этом произведении и составляет монолитную структуру. Имена, фамилии, лексика героев – все одинаково важно и ничего не может быть проигнорировано.Бездомный Шарик, умирающий на заснеженной московской улице, подобранный «добрым» профессором Преображенским, даже и не представляет, зачем он на самом деле ему понадобился.Бесконечно самовлюбленный профессор, властный и чрезвычайно педантичный, человек прошлой эпохи, не принимающий новую действительность и власть советов, но в то же время обслуживающий и оказывающий частную дорогостоящую медицинскую помощь в том числе и высокопоставленным членам коммунистической партии, задумывает необычный эксперимент – сделать из собаки человека. Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова поначалу идет весьма успешно, собака становится человеком, учится говорить и даже пытается рассуждать. Однако окончательное перерождение заканчивается тем, что перед нами предстает субъект весьма невежественный, грубый и бескультурный, склонный к насилию и курению, неряшливый и задиристый. Для таких, как Шариков новое пролетарское общество становится «своей колеёй, где они могут качать права, уклоняясь от обязанностей, используя новый жаргонный язык и преследуя исключительно корыстные цели. Какая уж тут интеллигенция, к которой так привык почетный Московский профессор Филипп Филиппович.Булгаков вскрывает сразу несколько тем и конфликтов, характерных для той эпохи.Во-первых, это тема научного прогресса. На примере Шарика мы видим что важно не пытаться идти против природы, неудержимый прогресс только тормозит развитие, делает общество бездуховным и абсолютно материалистическим. Игнорируя и попирая законы природы, мы получаем ответные удары, направленные на нас же самих.Во-вторых, тема сознания советского человека, принципов и лозунгов власти. Как известно, Булгаков очень критично относился к новому строю, не принимал его и считал способствующим социальной деградации. Он видел, что люди, изначально имевшие разные возможности и уровень знаний, не могли быть уравнены с сохранением их прав и свобод. Ну не мог уважаемый профессор стоять на одной линии, на одном уровне развития с неотесанным пролетарием, например, со Швондером, председателем домкома, где проживал Преображенский.В-третьих, тема всеобщей разрухи. Читая повесть, мы видим, какое плачевное зрелище представляли собой улицы и дома Москвы в то время. Тьма, грязь, мрачные люди, убогий быт, бардак и беззаконие, бюрократизм. «Разруха сидит не в клозетах, а в головах», - замечает профессор.Булгаков не верил во всеобщее равенство. Оно так же невозможно, как и из собаки сделать человека. Новый тип советского человека, упрощенного до винтика, до маленького механизма, чтобы поддерживать эту бюрократическую машину – это путь в никуда. Богу – Богово, кесарю – кесарево. Всех уравнять невозможно и нереально.Запретом, равно как и бесконтрольным разрешением и уравнением всех и вся, проблему не решить. «Возвращение» Шарикова обратно в Шарика – тому печальное доказательство. Круг замкнулся в той же точке, где все и началось. Вот только в истории этот процесс идет не так гладко. Советский режим просуществовал очень долго, за это время родилось и выросло несколько новых поколений. Среди них было очень много людей «системы», для которых партия была что «мать родная», а ее лидер – вроде «духовного отца».На мой взгляд, темы и проблематика повести актуальны и сегодня. Из людей продолжают делать зомби, только вот идеология и ценности, да и орудия пропаганды очень изменились не в лучшую сторону. Самое время понять, как важно сейчас не поддаваться ни на какие лозунги пропаганды, а жить по совести и чести, не черстветь душой и сердцем, анализировать каждое сказанное слово и сделанное дело. Ведь главный суд который всем нам необходимо будет пройти – это суд Совести!

    Юлия Визер

    6
    744