Рецензия на книгу
An Ember in the Ashes
Sabaa Tahir
Аноним7 августа 2022 г.Все б ничего, но нет
Мои впечатления от этой книги как бусины на столе: пока держишь, вроде норм, но стоит убрать ладони – и все рассыпается, раскатывается в разные стороны, только успевай ловить. Так что я постараюсь ничего не упустить и изложить все более-менее стройно, но пока в голове хаос.
Будут внезапные спойлеры, вплетенные в текст, вас предупредили.
Для начала два главных вывода:
2. На впечатления очень сильно повлияла выбранная форма повествования: she said/he said от первого лица. Честно, не помню удачных книг, написанных в такой манере. Третье лицо (даже ограниченное, когда мы перемещаемся из головы в голову) сглаживает острые углы, но, когда все персонажи Я-кают, идентичность их голосов сразу бросается в глаза. Притом в случае «Уголька» герои росли в абсолютно разных условиях, принадлежат разным классам и даже народам, но автор (переводчик?) не удосужилась подарить им хотя бы разный словарный запас, не то что образ мышления.
В общем, будь эта история рассказана чуть иначе, возможно, я бы на многое закрыла глаза.Теперь к внутрянке.
Сюжет прост и избит: одна империя поработила другую, и теперь сопротивленцы сопротивляются, имперцы их подавляют, два героя из противоборствующих лагерей встречаются, и хорошие оказываются не такими уж хорошими, а плохие... ну вы поняли.
Я люблю такую канву, однако тут к миру возникло ну очень много вопросов.1. Я не верю в деление народов по способностям. Типа есть снобы-заучки книжники, есть жестокие воины меченосцы
, а есть дивергенты, ага. Ну то есть да, существует менталитет, существует некая философия и образ жизни (вот кочевники вполне органичны), существует даже культ знаний или оружия в рамках одной страны, но у Тахир это доведено до абсурдного абсолютизма. Книжники все до одного такие черви, жадные только до знаний, что кучка дикарей с мечами поработила их ВЕЛИКУЮ ИМПЕРИЮ и воздвигла на ее осколках собственную. А меченосцы все настолько жестокие убийцы (видимо, рождаются сразу с клинком взадницеруке), что ни у кого из появившихся в кадре персонажей (кроме главгера, естественно) не возникает мысли, что рабы какбэ тоже люди, или что пытки – это плохо, или что вы захватили чужой дом, или что вокруг вообще творится что-то неладное. Нет. Драться, убивать, завоевывать, кровь-кишки-кто-следующий и все в таком духе.
Ребят, менталитет не так работает. Люди не так работают.2. Вытекает из предыдущего, потому что только натянутый на глобус жЫстокий народ меченосцев мог придумать такую долбанутую школу для лучших из лучших воинов. Школу, где их 15 лет ломают ментально и физически, где в любой момент могут заставить убивать друг друга (Третье Испытание – кринж, бессмысленный и беспощадный), школу под управлением психопатки-садистки. С одной стороны, здесь учится элита, отобранная пророками, золотой фонд Империи. С другой, их секут до полусмерти за любую провинности, убивают за попытку побега, ну а (видимо) в качестве утешительной конфетки позволяют насиловать рабынь. Ну... это ж книжницы, чотакова.
Простите, вы кого растите? Что это за армия, где вместо соратника рядом с тобой мудак, который будет радостно орать вместе со всеми, пока тебя пытают за проступок? Или который убьет тебя, потому что приказ? На кой и кому нужна такая армия сплошь из ублюдков, предателей и насильников?
Честно, так меня бомбило прежде всего дважды: в «Жнецах страданий», где было такое же насилие ради насилия против логики, и в «Арктуре и Кубке планет», когда золотую молодежь из лучших семей отправляли убивать друг друга «а просто так», и всем было норм. Ох уж эти люди будущего и их забавы.3. Кто управляет Империей? В аннотации нам говорят про «верность императору», но, простите, на императора тут всем откровенно класть. И учитывая, как сливают предыдущего, я вообще не поняла, чего все так радовались Испытаниям и возможности стать новым избранником. Сомнительная честь. Сам император, конечно, тоже молодец: убить свою правую руку, Кровавого Сорокопута, верного до гроба, когда тебя уже буквально приговорили к свержению, это мощно.
Может, верховодят пророки? С ними советовались все предыдущие правители, они все знают, все видят, исподволь влияют на события, но... как-то коряво влияют. Сами устроили состязание, сами привели героя к проигрышу и приговору, сами спасли и отпустили. Очевидно, что они стараются выстроить нужную им цепочку событий, но пока все выглядит довольно глупо. Если у пророков такая власть, то к чему этот цирк с Испытаниями? Он был бы объясним при попытке обойти кого-то более влиятельного, так кто, блин, правит этой дурацкой Империей? Князь Тьмы там вроде в антагонистах, и сам действует через пешек, так что не считается.
Кому/чему клянутся в верности кадеты, и почему никто не задает вопросов, видя, как легко отмахнулись и подставили под смерть прежнего императора и как новый собачонкой бегает за психованным Комендантом?4. Почему Маска-убийца отпустил героиню в самом начале? Намерения его были вполне ясны, но потом нам мельком показывают непонятную сцену (героиня молится о спасении, мечтает исчезнуть, Маска смотрит на нее удивленно и после этого вдруг позволяет сбежать). Он как-то связан с ее родителями и заметил браслет? Она особенный дивергент? Ей удалость стать невидимой, потому что магейя? Это никак не объясняется, и нападавшего нам показывают всего два раза: в начале и в самом конце, когда героиня видит его в толпе масок. И я подозреваю, что событие и персонаж как-то выстрелят в следующих книгах, но, еще раз простите, это СЛИШКОМ большой промежуток между ружьем и целью. Да кто во второй-третьей-четвертой части вспомнит мелькнувшего в начале первой чувака и трехсекундную сцену с ним?
5. Почему героиню не трогали?
Ладно, вопрос саркастичный, тут я знаю, почему. Потому что нельзя портить мордашку нашей избранной, но при этом и градус искусственной жестокости мира сбавлять нельзя, так что мы придумаем пару зыбких оправдашек. Гэгэ посоветуют носить плащ, чтоб не привлекать внимание (остальные рабыни, которых постоянно насилуют, до этого не додумались, наверное), а еще ей заинтересуется кузнец, от которого Комендант хочет получить особенное оружие, а он ни в какую. Так что психопатка решает не уродовать Лайю и только вырезает ей свою метку на груди, хотя до этого без зазрения совести вышибла глаз пятилетней девочке кочергой, забила до смерти не одного мальчишку, пихала кому-то в глотку горячие угли и пытками довела до самоубийства не одну рабыню. И вдруг «тебе повезло, что ты понравилась кузнецу, пока я тебя не трону, чтоб не портить шкуру».
Мадам, а вы точно мастер пыток? Даже я, никогда не увлекавшаяся подобным, знаю 101 способ причинить боль, не оставляя следов.6. Зачем Мэйзен вдруг начал исповедоваться?
Ладно, опять иронизирую. Вообще, в книге довольно много неуместно длинных монологов и подачи лора/важных событий через уста персов, но именно исповедь Мэйзена выделяется своей нелепостью.
К примеру, речь Коменданта перед камерой сына я понимаю. Ей надо было закрыть гештальт, выплеснуть боль и злобу, потоптаться по эго ненавистного отпрыска. Если честно, мне этот момент даже понравился. И монолог Элен с раскрытием ее секретов тоже выписан неплохо. Ей надо было попрощаться с другом, предупредить, что с этого момента они по разные стороны, раскрыть свои мотивы.
Но Мэйзен... какое ему дело до этой девчонки? Он использовал ее и собирался убить. Но перед этим ему вдруг приспичило исповедаться и раскрыть все свои злодеяния в духе плохого кино? Даже в устах Кинана эти сведения смотрелись бы логичнее. Вот спас бы гг и рассказал ей, что Мэйзен мудак и совершил то-то и то-то.Фух, я выдохлась, а вопросы и придирки не ко
- 500 лет сопротивляющееся сопротивление умных (нет) книжников;
- ни одного удачного дезертирства, хотя все спокойно сливаются из школы в город потусить;
- даже мельком не показаны другие уголки империи или люди, не связанные со школой – как они живут? Для чего весь это милитаризм? Ради чего? Может, получилось бы оправдать существование этой школы тем, что вот пока студентики страдают и самоубиваются, остальные живут в раю. Но нет, зачем.
И т.д. и т.п.Пожалуй, остановлюсь и закончу тем, что понравилось:
1. Книга читается влет. Язык простой, но не примитивный, динамика зашкаливает, и скучать точно не придется.
2. Арка Лайи, хоть и немного топорная и наивная, выписана неплохо. От девочки, которая, конечно, добрая, но всего боится и сбегает, до той, что в одно лицо (почти) устроила серию взрывов в месте сосредоточения лучших сил Империи (тут я долго хихикала, но было мило, правда). Это хороший рост персонажа, при этом она по-прежнему не Сьюха, и видно, что впереди долгий путь, что героиня будет и дальше бояться, косячить и исправляться, но как минимум она движется в правильном направлении.
3. Несколько довольно глубоких драматичных сцен со «злодеями». Та же речь Коменданта, или как Маркус реагировал на убийство брата (как оборачивался, привыкший, что он за его плечом). Хорошо, что даже он, показанный нам как абсолютно мерзкий змееныш, стараниями автора обрел человеческие черты.
4. Любовные терзания. Да-да, они тут не ахти, зато такие подростковые, что я умилялась и вспоминала свои 17 лет. Когда краснеешь от улыбки парня, когда вроде нравится один, а потом вдруг что-то екает от разговора с другим и т.д. и т.п. Плюс их тут ровно столько, что я не успевала раздражаться от тупости героев))
Итого: я не знаю, буду ли читать продолжение. С одной стороны, «Уголек» – авторский дебют, и в дальнейших книгах дыры вполне могут залатать, на все вопросы ответить и привести героев в прекрасное будущее (или спалить все к чертям). А еще мне правда интересно посмотреть на развитие Лайи. С другой – я не очень люблю такие нарочито беспросветные миры. Притом с удовольствием читаю дарк-фэнтези и маньячные триллеры, но только когда есть атмосфера и жестокость оправдана, и когда дают лучик надежды или выписывают юморного персонажа для разрядки. В «Угольке» чувства юмора нет ни у кого, а весь мрак нагнан искусственно.
В общем, пока отложу, если через пару месяцев вдруг вспомню, о чем была первая книга, загляну во вторую.
Содержит спойлеры452,2K