Рецензия на книгу
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. Железный Густав
Ханс Фаллада
Аноним31 августа 2013 г.Пока читала ''Железного Густава'' в голове крутился один из любимых фильмов ''Гибель богов'' Висконти, и не то, чтобы эти два гениальных произведения были совсем уж похожи, нет, но их объединяет одна очень важная тема - распад семьи и утрата семейных ценностей без которых всё становится пустым, не нужным и приводит к вырождению нации; причины в этих двух произведениях разные, но последствия распада одинаковы: в итоге нет ни будущего, ни любви и на их месте образуется пустота, а как известно свято место пусто не бывает и тогда все заполняется всякой гадостью. Нацизмом, например.
Но это только одна из сторон многослойного и сложного романа, непростого, скажу я вам. Не потому что читается тяжело - читается легко и с увлечением, только по мере чтения, пока снимаешь слой за слоем - политика, социальные проблемы, семейные отношения, - все больше и больше задумываешься, анализируешь и понимаешь, наконец-то понимаешь, почему практически вся Германия приняла Гитлера и приняла нацизм. В романе разворачивается история Германии периода первой мировой войны, история, которая так похожа на историю моей страны со всей ее болью, опустошением после первой мировой войны, катастрофическим обрушением марки и образовавшейся политической пустотой, с чудовищно циничным обогащением одних и безнадежным обнищанием других. Обширная панорама предвоенной и послевоенной жизни в Германии, жизни всю боль которой я ощутила так остро, как ни в каком другом произведении о Германии. Брошеные своими правителями люди оказались в нищете и безработными, производство практически остановилось, кроме сталелитейной промышленности, вся жизнь страны оказалась подчинена войне и только войне. В такой ситуации пойдешь за кем угодно лишь бы накормить семью. Это правило которое позабыли сегодня нынешние правители, к сожалению.
Железный Густав, Густав Хакендаль - он как сама Германия, как древнегерманские племена, как герои старинных эпосов - несгибаем и прочен, он старый вояка, который и в мирное время сумел оказаться на вершине, даже в неизбежно рушащемся старом мире берлинский извозчик умудряется не сломиться, а выкинуть такое, что не каждому молодому человеку под силу. Он прекрасен в том как идет по жизни, как не ломается под тяжестью времени и разорения. Но его железная воля истинного прусака как обратная сторона медали оборачивается против его же семьи. Чего он не сумел, так это дать столько любви своим детям, чтобы удержать семью от распада, в суровое время сплотить её. Ставя превыше любви армейскую дисциплину и железное подчинение правилам, следуя суровым догматам прошлой жизни и прошлого века, он собственными руками толкает детей на самое дно жизни, разрушая их жизни. Любимая младшая дочь Эва оказывается на панели, любимый сын красавчик и умница Эрик становится циничным пройдохой и вором, Гейнц Хакендаль, единственный из пятерых детей сохранивший связь с отцом, оказывается беспомощным в ситуации полнейшей безработицы, когда есть желание и силы работать, а работы нет, есть только молодая жена, ребенок и куча долгов, в результате которых и семейная жизнь превращается в фикцию, в ничто, дабы не плодить голодных детей. Все дети Густава духовно беспомощны и слабы, они сломаны железной волей отца, ни у одного из детей нет силы воли сопротивляться жизненным невзгодам. Старшему сыну Отто не удается даже настоять на своем и открыто жениться на любимой женщине. Страх перед отцом останавливает его. Разрушенные и потерянные жизни. Пустота жизни и пустота души. Не только в одной семье, но во всей стране.
Именно в такое время и появились национал-социалисты. Военный каток Германии подмял под себя не только молодых мужчин, отдавших свои жизни в непонятной войне и непонятно ради чего, но и всю нацию, голодающую, потерявшую работу, потервшую смысл бытия. И вот тут есть интересный момент, потому что возникает огромный вопрос с финалом книги. Потому что тот финал, который существует в русском переводе и считается, что именно такой финал был написан Фалладой, так вот этот финал словно оборван, недосказан, история обрывается и по сути заканчивается ничем. На мой взгляд более достоверен финал, который Фаллада написал под давлением - нацистский финал: Густав и его сын Гейнц вступают в ряды национал-социалистов. Для меня нацистский финал не выглядит искусственным. Судьба Гейнца: чудовищная безработица и крушение всех надежд и идеалов, когда есть желание работать, а работы нет, когда семейная жизнь закончена, потому что невозможно кормить ребенка, а вокруг жируют и пьют воры и прохиндеи. Для меня выбор нацизма Гейнцем вполне закономерен. В этом и заключается чудовищная трагедия нации. Густав изначально старый пруссак такой, жесткий. Его выбор тоже понятен.
К сожалению, это чудовищная и жесткая правда жизни. И такой финал наиболее вероятен.Утрата нравственных принципов давала благодатную почву для нацизма и в романе рассказаны разные пути к нацизму и разные причины, потому что все дети Густава и сам Густав имели причины поддержать нацизм и даже восторженно его принять. Дело в том, что у меня есть некое подозрение, что изначальный финал книги был нацистским, потому что книга по сути заканчивается ничем, судьбы всех героев словно обрываются и не хватает одного пазла, который бы расставлял все по своим местам. Логический финал книги - страна приходит к нацизму. В этом приходе и заключается вся чудовищность того, что потом последовало. В этом вся боль Фаллады за Германию. Как говорил один из героев романа ''Каждый умирает в одиночку'': Я проголосовал за Гитлера всего один раз.
Но этого оказалось достаточно, чтобы впоследствии полмира утонуло в крови, как и сама Германия. И думается мне, что версия с финалами слегка притянута в связи с моральным аспектом.
Но это уже мои собственные домыслы, не имеющие под собой никаких оснований. Просто размышления о романе.
Роман прекрасен. Читайте и делайте свои выводы.63667