Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Under the Dome

Stephen King

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2013 г.

    Раньше я с недоверием относилась к Стивену Кингу, считая его эдаким поп-писателем ужастиков, которые он выдаёт на-гора, после чего весь мир начинает сходить с ума и скупать права на экранизации. Предыдущие попытки познакомиться с «королём ужасов» также не увенчались успехом – за фантастическим и стремительно развивающимся сюжетом я не успевала разглядеть героев, не могла сделать жизненных выводов. Мне всегда казалось, что «Сияние», «Salem’s Lot», «Мгла» написаны наживы и азарта ради – пощекотать себе нервы, сидя дома в удобном кресле. «Под куполом» - единственный (на моём куцем опыте) роман, где я увидела в Кинге писателя характеров и нравов, а не дешёвое пугало. И хотя экранизация ушла совсем в другую степь, пытаясь поразить зрителя инопланетными штучками, писатель ни разу не сбился с курса.
    Сюжет прост до невозможности – на маленький американский городок опускается купол, чьё происхождение неизвестно, а физические свойства не поддаются ни изучению, ни истреблению. Не нужно лишний раз объяснять, что людям, живущим в маленьких городках, их мир и без того кажется тюрьмой, но когда границы становятся осязаемыми, безнаказанность правит бал. Серый кардинал, до этого проворачивающий свои грязные дела в тени закона, становится самопровозглашённым тираном. Полиция превращается в инструмент наказания и устрашения. Все общественные учреждения закрываются «до особого распоряжения». Когда-то добрые соседи теперь готовы перегрызть друг другу глотки за кусок замороженной пиццы. Череда случайных смертей, связанных с возникновением невидимой преграды, выливается в серию преднамеренных убийств и заканчивается тотальным уничтожением города. И лишь немногим удаётся сохранить человеческое лицо и удержаться за жизнь…
    Стивен Кинг детально и уверенно рисует картину массовой деградации общества. Перепрыгивая с одного героя на другого, он представляет разные точки зрения на одно и то же событие, иногда возвращаясь чуть назад, иногда забегая вперёд. Как журналистская камера, он выхватывает из толпы отдельные лица, на некоторых задерживается, с другими прощается почти сразу же. Он проникает в дома и чуланы, выведывает секреты, скрепя сердце, наблюдает за творящимся злом. Самое страшное люди творят сами, и никакие обстоятельства их не оправдывают. Никакие вампиры и сверхъестественные силы не сравнятся с человеком в жестокости и эгоизме. И какая злая ирония в том, что самые безбожные являются самыми набожными!
    Именно человеческая природа занимает центральное место в повествовании, поражая больше, чем фантастический купол и его внеземной генератор. Сначала Кинг говорит об этом исподволь, подсовывая зрителю одно непостижимое событие за другим: сын губернатора убивает двух девушек, прячет их в кладовой и благополучно продвигается по служебной лестнице в местной полиции; сам губернатор не воздерживается от убийств и в собственном доме, складывая трупы в ту же кладовую. В местном супермаркете разражается борьба за продукты, понёсшая человеческие жертвы. Полицейские не стесняются насиловать девушек, избивать священнослужителей и пускать в ход огнестрельное оружие. Люди, способные хоть как-то поддержать порядок, оказываются козлами отпущения и проводят свои дни за решёткой. Всё это мы видим, но знаем, что во всём виноват этот купол. Не будь купола, они бы не… Но как же! Писатель не даёт нам забыться, вынув под конец детские воспоминания главных героев. Подожжённые муравейники, кошки с оторванными хвостами, унижения и оскорбления на школьной площадке… Война, через которую прошёл один из главных героев, полковник Дейл Барбара. Такие ли мы цивилизованные, как кажемся? А что если однажды мы окажемся на стороне проигравших?
    Купол – всего лишь увеличительное стекло, распаляющее человеческие страхи и пороки до состояния самовозгорания. Недели было достаточно, чтобы смести город с лица земли и превратить благопристойных американцев в паникующее стадо животных. Девятьсот страниц греха и отчаяния, помноженные на лица и числа. Этой книге хочется аплодировать стоя, хочется порекомендовать её всем друзьям без разбора и увидеть в абсолютно любом воплощении на экране. Кинг наконец нашёл дорогу и к моему сердцу. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

    6
    28