Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним3 августа 2022 г.Литература боли
Роман Кафки незаконченного характера, не в плане отсутствия концовки, а в плане отсутствия законченности развития событий. Данный роман хорошо передает картину миру, создаваемую Кафкой. Кафка, как писатель эпохи модернизма отрекается от описания окружающей атмосферы. Как давящей, или наоборот, способствующий герою. Никакого описания окружения нет практически совсем. Даётся описание самого героя и его эмоциональной базы, через которую складывается представление о действительности. Сам мир, который с помощью персонажа Йозеф К. показывает нам Кафка, является нереалистичным и фрагментарным. Чего стоит только описание канцелярии на верхнем этаже, где Йозеф К. теряет силы, как и все люди, из-за атмосферы царящей там, в которой настолько привыкли находиться работники канцелярии, что выйдя оттуда, также ощущают невероятную тяжесть. И получается, что канцелярия и внешний мир являются абсолютно разными мирами, перемещение в которых является крайне болезненным и практически невозможным. И здесь, как мне кажется, показано то, где находится закон, а где реальная жизнь, что живя по закону, люди не могут функционировать в привычном для нас смысле. Через всё произведение простирается тема никчёмности проживаемой людьми жизнью. Йозефу К. 30 лет, и он занимает высокую должность в банке. И с социальной точки зрения является человеком крайне успешным, ведь сам пробил себе жизненную дорогу. Но, глядя на Йозефа с точки зрения его моральной и культурной составляющей, он является человеком крайне низкого положении. Свой ум, он не утруждает, каким бы то ни было развитием. Сказано, что в юности он увлекался архитектурой, но далее все вытеснила карьер. В плане собственного досуга Йозеф так же крайне скуден, он отдыхает по вечерам в каком-нибудь баре, а выходные чаще всего проводит с начальником. В плане семейном, он тоже несостоятелен, у него есть любовница Эльза, к которой он ходит раз в неделю, а также по ходу романа он заводит знакомство с фройляйн Бюрстнер (машинисткой, что явно ниже по статусу, чем Йозеф) причём самым неприличным образом, а также с Лени (сиделкой адвоката). Да и само место проживания Йозефа не соответствует его статусу. Мать свою, Йозеф навещает редко, но деньги ей переводит. Своего дядю, который раньше его содержал, он также не любит и про двоюродную сестру забыл. И говорит, что нужно ей изредка отправлять билеты в театр, а навещать её он не хочет.
Говорить о романе, как о критике Кафки на собственную жизнь, несомненно можно. И вполне возможно, что Кафка изобразил "процесс", проводимый над ним его невестой Феличе Бауэр, с которой он не смог спокойно жить из-за собственного характера и деятельности.
Сам процесс, заведённый против Йозефа К. является загадочным, и нам так и непонятно виновен, в чём-либо Йозеф, или нет. Нам дана только его собственная позиция относительно этого вопроса, которая изначально направлена на признание своей абсолютно невиновность, но в течение времени позиция Йозефа меняется в корне. Он уже сам начинает признавать вину за собой, в чём правда, он точно не знает. Постепенно с ведением процесса Кафка показывает нам саму систему судопроизводства не направленную на выяснение истины, а на личное мнение судей о подсудимом. Также изображен весь бюрократизм, расплодившийся в Европе в эпоху империализма. Показано и сама сущность людей, которым получается балансировать в этой жизни, как, например, господин Блок, который готов всячески унижаться перед адвокатом и заискивать перед ним, лишь бы узнать что-то о собственном процессе, то есть о своем будущем.
Интересна и притча о привратнике, которую рассказывает священник в храме Йозефу. Смысл её заключается в том, что общество во многих вопросах попросту не понимает собственные права, а следует мнению тех, кто сам не разбирается в вопросе, а только боится кого-то вышестоящего.
Концовка романа наступающая довольно неожиданно из-за недописанной романа. Как мне кажется, она изображает само общество. Ведь нужное учитывать и время написания романа, а это 1914-1915 год. То есть начало империалистической войны, в которой человечество несло огромнейшие потери незнакомые до тех пор. И в концовке романа Йозеф предстаёт перед нами в лице общества, ведомо внешними силами, от которых можно легко отречься как от ведущих Йозефа людей. Но общество движет само себя на добровольную казнь и досадует на то, что умирает не полностью по своей воле, а при содействие этих внешних сил. То есть происходит нарушение естественного хода жизни.
Таким образом, роман «Процесс» - это полностью произведение стиля модерн. Где всё сюрреалистично и многогранно, и в каждом откликается, и должно откликаться по-своему.Содержит спойлеры2163