Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сестра Керри

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    StasyaM1 августа 2022 г.

    "Если всё будет так, как тебе хочется, то жить станет неинтересно."

    Юная Керри приезжает из провинции в разрастающийся Чикаго, где рассчитывает найти работу и пробиться в большую жизнь. Однако, мечты девушки быстро рушатся о суровую реальность - огромный город не столь гостепримен, как она ожидала. Ни работы, ни денег, ни собственного угла - Керри стремительно погружается в пучину отчаяния. Но вдруг на её пути возникает старый знакомый, готовый "одолжить" ей достаточную сумму денег, помочь с жильём и решить наболевшие проблемы. Немного поколебавшись, Керри принимает от него деньги...
    Первое произведение Т.Драйзера, с которого начался его переход от журналистики к писательской карьере. Это книга с непростой судьбой. Первое издание романа так и не дошло до массового читателя, на него попросту наложили вето. Респектабельные издательства полагали, что публика посчитает книгу аморальной, разлагающей нравственные устои. Сегодня это кажется смешным, ибо ничего из ряда вон выходящего в романе нет, но тогда запрет был категоричен. Книга ждала своего переиздания целых 12 лет и вышла уже после публикации второго известного романа писателя - "Дженни Герхардт".
    История, описанная Драйзером, актуальна и сегодня. За 120 с лишним лет мало что изменилось: люди всё также мечтают о безбедном существовании, и чтобы для этого не надо было особо напрягаться, проще говоря, чтобы у них всё было и им ничего за это не было. Сотни тысяч точно таких же Керри каждый год покоряют ту или иную столицу или просто крупные города, в надежде выбиться в люди, заработать состояние и всё своё время посвящать развлечениям. И многие, так же как и Керри, выбирают самый лёгкий для этого способ, недолго препираясь с собственной совестью.
    Кому-то из них везёт, кому-то - нет. Так было и, наверное, так будет. Мы сегодняшние, хоть, в основном, и не одобряем подобный моральный выбор, всё же относимся к этому проще, чем общество описываемого в романе времени. Тогда это ещё только "входило в норму", эпоха декаданса набирала обороты. Драйзеру, на мой взгляд очень хорошо удалось передать нравы того времени.
    Герои книги абсолютно не герои, в классическом понимании слова. Люди как люди, ничего выдающегося. Не слишком хорошие, не слишком плохие, со своими взглядами на жизнь и стандартным набором мещанских интересов. Керри в начале романа простовата и легкомысленна, не слишком отдаёт себе отчёт в своих действиях и их последствиях. Есть в ней даже что-то от чеховской Душечки. Своего морального падения она не ощущает, да и с чего бы ей ощущать, если у неё всё теперь есть: деньги, квартира, тряпки и удовольствия, которыми она постоянно грезит? Её никто не осуждает, её везде принимают, ею восхищаются, Друэ кормит постоянно завтраками о женитьбе, и она довольно долго в это верит. В её голове нет места мысли, что она совершила в своей жизни что-то ужасное. Главное, ей не надо больше тяжело трудиться за копейки изо дня в день. Для сравнения героиня романа Золя "Дамское счастье" - Дениза, оказавшаяся в положении во сто крат хуже, когда человеку приходилось думать не о нарядах, а о том, что она завтра будет есть и на что будет содержать младших братьев, продолжала бороться и сопротивляться, даже находясь на
    грани. И сколько бы ей со всех сторон не предлагали пойти в содержанки и облегчить тем самым себе жизнь, девушка твёрдо стояла на своём. А у Керри просто другая позиция изначально. С возрастом она станет умнее, хитрее, расчётливее, обретя стабильное финансовое положение, поймёт, что больше не позволит никому себя использовать. Но и сама никем особо помыкать не будет в силу своего характера. Будет просто жить красивой жизнью, о которой она мечтала, но вот сделала ли её эта жизнь счастливой - Драйзер предлагает читателям определить самостоятельно, хотя и намекает, что нет.
    Помимо Керри в романе ещё два главных действующих лица - это её мужчины. Друэ и Герствуд. Первый как стрекоза из басни Крылова. Разница лишь в том, что в его жизни зима никогда не наступает, он ежедневно "поёт и пляшет", у него всё хорошо, легко, просто, никакие перипетии не оставляют в его душе глубоких ран и следов.
    Второй герой - Герствуд - наделён в романе сложной судьбой. Из уважаемого, обеспеченного человека он превращается в опустившегося, больного нищего. И этот "путь" по-своему интересен в романе. Ведь герой выбирает его не в силу суровых жизненных обстоятельств, а по своей воле. Банальная лень, уязвлённое самолюбие, раздутое самомнение - всё способствовало социальному падению Герствуда. Надо отдать должное, он всё же предпринимал попытки исправить положение, но каждый раз пасовал перед трудностями. В результате мы имеем печальный финал.
    В заключение хочу сказать, что книга мне понравилась. Да, чувствуется, что это первая работа автора, есть шероховатости, но в целом весьма неплохо. Для меня в ней есть, что обсудить, она не теряет своей актуальности в современном мире и вряд ли потеряет когда-то. Драйзер с журналистской точностью показывает то, что видел собственными глазами, о чём знал не понаслышке. Керри, например, даже наделена фрагментом биографии сестры писателя, и такая подлинность истории придаёт ей ещё больше веса. Так что рекомендую к прочтению!

    5
    422