Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма в Древний Китай

Герберт Розендорфер

  • Аватар пользователя
    3ato27 августа 2013 г.

    Есть книги, которые необходимостью написания на них рецензии (а писать обо всем прочитанном надо: таково личное правило) вгоняют меня в ступор. Не безразличные - таких практически не бывает, какие-то замечания и мысли наскрести всегда выходит, и не вызвавшие отрицание - разгром непонравившихся книг и вовсе относится к национальному лайвлибовскому виду спорта. Самая большая сложность с книгами действительно, по-настоящему впечатлившими. История остроумная, изящная, добрая, красивая, с замечательной стилизацией под китайщину, но чтобы пересказать по-настоящему свои ощущения этих слов категорически не хватает. Ну как о ней писать так, чтобы передать все, что хочется?

    Как показывает этот опыт - долго. Я уложился в пять месяцев.

    Этот роман надо в обязательном порядке вручать как пособие авторам всех книг про попаданцев любого рода (в комплекте с распечаткой давыдовского Наблюдателя). Чтобы думали, что такое адаптация, что такое сложности с языком, с обычаями, с... а не схватил меч и помчался причинять добро и наносить справедливость, не успев сменить джинсы на что-то более приличествующее времени. А ведь попаданство - даже близко не главная нить истории, так, антураж. Просто в кой-то веки безукоризненно выполненный.

    На самом деле все это вовсе не о китайце, угодившем в тысячелетнее будущее. Он, роман, о современном человеке: как много тот забыл, как многое утратил, пусть даже и немало приобретя взамен. О том, что мир с каждым годом все более шумен и тороплив - непонятно чего ради. И речь не только о неизбежных переменах, продиктованных прогрессом - во многом она также и об изменении самого человека. Почему мы боимся себя уважать? Почему бежим куда-то, сами не зная, куда, почему не хотим жить в гармонии с миром, а считаем своим долгом его перестроить и ушить под себя? В прошлом все это умели. Куда оно делось? Не поймешь. Когда перемены протекают медленно, ты не обращаешь на них внимания: в глаза они бросаются именно при резком переходе от привычного к новому. В том своеобразное преимущество Гао-Дая во взгляде на наш мир.

    Вот каково наше будущее для человека с незамыленным взглядом. Шумное и грязное.

    Гао-Дай - очень мудрый и наблюдательный попаданец, не объясняющий ничего волшебством, а стремящийся понять, с живым интересом относящийся ко всем чудесам будущего и со всем доступным ему тщанием старающийся их пересказать. Занятно, насколько добр и благодушен к окружающему миру этот человек из прошлого. Многое из случившегося с ним, особенно поначалу, оскорбительно для его статуса, однако ведь люди вокруг не желают ему зла и делают дурное разве что по незнанию. Для многих людей нашего времени это зачастую совсем не повод простить и забыть. У Гао-Дая в сравнении с современным человеком очень много чувства собственного достоинства, не дающего ему унижаться до мелочности - восхитившее меня качество. Он, конечно, не святой: несколько высокомерен - это свойственно его народу, особенно в его время, - порой поступает не слишком красиво, но все это лишь придает ему живости. Персонаж, за которым приятно наблюдать.

    Отдельно меня поразила тема истинного искусства, искусства, понятного человеку любого времени и культуры. Самое яркое впечатление всей книги. Многое человек может воспринимать в зависимости от своего воспитания, но настоящее искусство, такое, как Бетховен, Моцарт, Шостакович - это не по уму, а по сердцу. И как прекрасно это описано! не чета моим неуклюжим словам.

    В общем, читайте, читайте, читайте. Эту книгу хочется советовать, этой книгой от души хочется делиться, потому - читайте же! Я не знаю человека, способного отнестись к ней без симпатии.

    91
    494