Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Recursion

Blake Crouch

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2022 г.

    Эффект розовых бабочек в животе

    Какой восхитительный пример самокопирования!

    Где-то после первого успешного опыта на человеке с "креслом памяти" и капсулой депривации, я словила острое ощущение дежавю, особенно ироничное в контексте книги, как будто вот это всё я уже где-то читала. И чем дальше - по главам Хелены особенно - шло повествование, тем острее становилось дежавю.

    Пришлось полистать список прочитанного, и меня озарило, что роман чертовски похож на "Тёмную материю" , прочитанную пару лет назад: и темой, и условно-научным базисом. Там тоже весь сюжетный конфликт вроде был построен на теме несовершенства человеческого восприятия времени, сенсорной депривации, из которой открывается квантовое дерево альтернативных вероятностей, и вот этом всём. И я сначала удивилась - надо же, какой фанфик, почти без зазрения совести использует чужие идеи, только слегка их изменив и вместо специального раствора для возможности видеть вероятности засунули не менее специальное кресло с записью воспоминаний...
    А потом посмотрела на автора - не очень запоминаю фамилии, - и обнаружила, что "Тёмную материю" тоже он написал.

    Оценивать стало ещё сложнее: мне не нравится подход "не сплагиатил, а вдохновился", но что думать, когда автор вдохновляется собой же?

    Абстрагируясь от того, что эту же историю Крауч уже писал как минимум один раз, можно сказать, что книга в целом пыталась быть читаемой. Скорее социальная, чем научная фантастика, которая завлекает читателя налётом детектива. Некоторый привкус "научности" придают так возлюбленные фантастами интерпретации квантовой механики (мне показалось, здесь Крауч вдохновился интерпретацией Блохинцева), игры со временем и эффект бабочки, но история не совсем об этом.

    И вот в этом есть большая проблема, потому что это история про, божечки-кошечки, любовь. Опять! Глазам своим не поверила, когда вся последняя часть натурально свелась к розовым соплям, то есть, унылым рассуждениям героев о том, как они любят друг друга, как жить друг без друга не могут, как они предназначены друг другу самой вечностью и как они хотят каждый цикл проживать совместно.
    Это что, это как, это зачем?
    И ведь завязка была хорошей - тут и "синдром ложной памяти", добавляющей интриги, и куски производственного романа о разработке вундервафли для чтения воспоминаний, и первая временная петля... А потом - любовь как главная действующая сила к решению научных загадок.

    Нет, я, конечно, тот ещё чёрствый сухарик, что уж, но всё-таки есть у меня подозрение, что между "я каждые тридцать три года умираю в ядерной катастрофе со всем остальным человечеством" и "о, какие романтические страдания у меня по супругу!" первая причина напрягаться несколько более весомая. Не только потому, что за последствия своих идиотских решений, вызванных уязвлённой гордостью и гигантским ЧСВ (да, Хелена как персонаж мне вообще не понравилась) надо отвечать, но и потому, что стремление не умирать вообще для человека обычно более мощное руководство к действию, чем великие чувства.

    По итогу в книге неплохое, прям правда неплохое начало с добротной интригой, середина плавно проседает и по уровню осмысленности, и по уровню наполнения, а к финалу действие и персонажи уже вообще ни в какие ворота логики не лезут. Намешано чёрт знает что: и военные, и утечки, и кресла, и правительственные организации, и любовь, любовь, любовь, ещё больше любви, мы же с первого момента драматичного поцелуя перед смертью в капсуле не поняли. Не поняли? Тогда н-на ещё любви и семейного счастья!
    ЪУЪ.

    При этом непосредственно сюжетные линии научного открытия спущены на тормозах к чертям, что вызверило неимоверно.

    Кто хакнул контору и слил чертежи кресла другим странам? Зачем? Почему не сделал этого раньше? Чем руководствовался? Я бы даже, может, и попыталась догадаться об этом сама, но автор никакой информации выдать не соизволил! И эта линия, одна из самых, возможно, интересных для заявленной "детективной фантастики" просто исчезает в никуда.

    А ещё у меня бо-ольшие вопросы к слащавому финалу, потому что автор в нём, по-моему, сам слегка запутался.

    Дело в том, что книга-то с чего начинается: с того, что Барри оказывается на крыше с самоубийцей и пытается убедить её не прыгать, а самоубийца отказывается - у неё "синдром ложной памяти", и она помнит жизнь, которой не было.

    День рождения Меган - это следующий день, где Барри с Джулией обсуждают дочь, погибшую десять лет назад.
    Что это значит? Насколько можно судить из романа, это значит, что предыдущий муж этой самоубившейся женщины уже воспользовался креслом и сменил временные линии, а это значит, что кресло уже работает для исправления реальности, то есть, оно уже у Майка (или как там его), и значит, это вторая линия. Вторая. Не первая. У Барри из дня рождения Меган не должно быть доступа к первой линии, в которой Хелена работала для проекта в индустрии развлечений, а Майк ещё - наркоман.
    Но он. В неё. Попадает!
    Почему?

    Или на самом деле эти два события шли в другом порядке, просто Крауч не упомянул это внятно? Памагити. (тм)

    Зато динамичненько. Всё время кто-то куда-то бежит, умирает, возвращается, а на фоне сыплется пепел от ядерных взрывов. Первые два совместных цикла Хелены и Барри, спасающих человечество путём создания своей семейной жизни, было ещё ничего, но к седьмой жизни и седьмому ядерному удару это превратилось из трагедии в китч.

    В общем, что-то как-то "Возвращение" и в целом не шедевр, а уж с учётом того, что это почти фанфик на самого себя, у меня ощущения остались средненькие. Завязка огонь, всё остальное можно было бы выкинуть и сделать рассказ о том, как человечество перешло в эру пост-времени. Может, было бы даже хорошо.
    А так - не.

    Десять раз подумаю в следующий раз, читать ли Крауча, если опять не забуду его фамилию.

    10
    352