Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним27 августа 2013 г.Уродство жаждет смерти красоты, ибо красота, вечная и недостижимая, не даёт ему жить спокойно.
Таков для меня основной посыл романа, хоть он и сложней неизмеримо.
Он пропитан красотой: красота видов, красота слов, красота отвратительного даже. И это - в грязноватой дымке, которой заволакивает всё сознание главного героя.
Мидзогути опрелённо ведёт себя, как псих, думает, как псих. Но стоит вывернуться слегка из-под его исступлённого самобичевания - и видишь поступки самого обыкновенного "трудного подростка", только вот пестующего свои странности и свои худшие черты словно в наказание за что-то.
Герою не сочувствуешь ни капли, однако иногда сопереживаешь - в его преклонении перед природной стихией, в метаниях и угрызениях. Этот японский Раскольников (кстати сказать, в "Золотом храме" мелькает книга "Преступление и наказание" некого французского (??) автора) - так вот, этот "Раскольников" все муки претерпевает заранее, а вместо покаяния совершает преступление - и становится свободен.В философии романа есть что-то ницшеанское, и даже большее: "встретишь Будду - убей Будду". Уничтожить всё вокруг, чтобы очиститься и освободиться; уничтожать, превращая вечную красоту в мимолётную вспышку умирания - принцип, которого, пожалуй, придерживался и сам Мисима, который за ним подхватили такие личности, как Лимонов.
Весь роман - манифест эстетики разрушения, манифест отречения от радостей жизни во имя великого. Он покоряет, завораживает этими идеями - но об их ущербности и уродстве забыть не даёт тоже.
445