Рецензия на книгу
Чародей
Уилбур Смит
Аноним29 июля 2022 г.Египетский маг-скопец, играющий в Шекспира
Как такое возможно? А ведь так и есть, с поправкой конечно на антураж, предложенное время и локации, но возможно. "Чародей" - весьма вторичное произведение, которое без "Божества реки" будет нелогично, а после него будет ощущаться каким-то фанфиком, вытянутым для фанатов Лостры и ее потомков. Помните Лостру из первой книги? Она умерла, да, и тут не восстает, но возрождается в сыне и внуках, ведь в них течет ее кровь. А значит сентиментальный доморощенный гипнотизер-престидижитатор Таита подвизался их поднимать на ноги и воспитывать. Потому найдется тут роли царственных Ромео и Джульетты по-древнеегипетски, и Ричарда третьего, и даже участников Макбетовской трагедии... Сюжет просто утопает в воде, метафорически конечно, но при этом вполне себе реально - много текста, много отвлечений, много пафоса, всего этого слишком для создания качественной картины и захватывающей истории. Автор последователен в одном - он непременно хочет на примерах убедить в жестокости времени и людей, в ином отношении к телу и жидкостям этого тела (хотя вопрос с традициями девственности в брачных игрищах остался именно вопросом), в ином отношении к сексуальности, к возрастным цензам. Да, все так, но это так настойчиво педалируется, что становиться утомительным. Тут действительно критерий 18+, потому что многочисленные половые акты и их обсуждения, би- и гомо- связи и их обсуждения, дефлорация и ее особенности, пляски вокруг половых органов и их обсуждения, - такого будет много. Думаю этим автор хотел показать разницу современного восприятия с древнеегипетским, показать иное наполнения цивилизационных ценностей. Это видно и по отношению к медицине и способам лечения, Таита с удовольствием нам продемонстрирует несколько примеров, хотя автор постарался, чтобы примеры впечатляли, это вам не какой-нибудь ринит или даже перелом. Но себя восхвалять и показывать в роли не только наставника фараоновых отпрысков и врача, но и литератора, архитектора и иже с ним, как это было в предыдущих книга, он перестал. Вместо этого показана его мощь как чародея, причем в ход идет все - мистические заклинания, связь с чужим разумом, предсказания по змеям, балаганное доставание скорпионов из уха собеседника, отведение глаз, запутывание следов, поиск воды в пустыне и прочее. Однако именно это его преимущество не дает развиваться остальным персонажам, они собственно все делают по его указке и только после его слов. Кто понравился, так это Нефер, внук той самой Лостры. Парень смышленый, разумный и гибкий, но и он самостоятельно мог лишь физические подвиги совершать - льва там одолеть кинжалом, пройти квест древнеегипетской олимпиады с главным призом в виде двойной короны и тому подобные штучки. Все знаковые решения - с оглядкой на Таиту, а иногда по его прямой указке. А как легко в стране появлялись фараоны-самозванцы, как просто они провозглашались богами, не менее легко объявлялись умершими люди, а потом так же достоверно воскрешали и вели за собой народ, эпично, как и положено в древних сказаниях. В цикле еще три книги, кажется автор своим полетом мысли Таиту сделает богом-покровителем Египта, надо будет выяснить при чтении))
31807