Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фламандская доска

Артуро Перес-Реверте

  • Аватар пользователя
    Evangella23 июля 2022 г.

    Завязка сюжета отвечала всем моим пожеланиям в плане загадок и псевдоисторических тайн. Если где-то упомянуты картины и художники, то мне там, как мёдом намазали, я по-пчелиному собираюсь и в путь, лечу и жужжу от предвкушения.

    Молодая женщина по имени Хулия, талантливый реставратор, получает заказ на картину Игра в шахматы художника XV века Питера ван Гюйса. Под первым слоем обнаруживается закрашенная надпись QUIS NECAVIT EQUITEM - КТО УБИЛ РЫЦАРЯ?
    На картине

    два человека за партией в шахматы, а на заднем плане возле окна сидит женщина с книгой в руках.
    У изображений есть псевдореальные прототипы. Фердинанд, герцог Остенбургский, его жена герцогиня Беатриса Остенбургская, в девичестве Бургундская, и рыцарь Роже Аррасский. Начинается самое для меня интересное в таких книгах — наша героиня с друзьями начинают расследование. Узнают историю людей на картине, выясняют, что рыцарь был убит подлым выстрелом из арбалета, и пытаются докопаться до разгадки данного преступления. Все это повышает стоимость картины до небес, и в реальном времени начинают происходить всякие странности с убийствами и продолжением шахматной партии, изображенной на полотне.
    К первой части претензий практически нет. Вымышленные исторические изыскания, политика и амурные дела. Достаточно атмосферное и динамичное повествование. А вот дальше появились большие проблемы.
    Лично на мой вкус действие затянуто, вторую часть читать было скучновато, многие моменты повторялись по нескольку раз, автор все это подробно проговаривал, опасаясь, что читатель или в шахматных выкладках запутается, или, наоборот, раньше времени догадается о сути вопроса. Вот и ходил кругами, следы запутывал, как лиса.
    Действие происходит в мире искусства среди творческих людей и это накладывает отпечаток. Вся эта богема немного подбешивала. С одной стороны живут напоказ, такие прям нетакие все из себя, люди искусства, но с крепким и настойчивым душком вульгарности и фальши. Хулия курит по нескольку пачек в день, дымит, как паровоз, прям рядом с реставрируемыми картинами. Хотелось ей по рукам надавать, кругом пожароопасные растворители, полыхнуть может и каюк шедеврам, но ей по барабану. Тем более врачебная душа покоя не давала и я прям-таки представляла, как она выкашливает от такого количества сигарет свои легкие. Бронхит, эмфизема, здраствуйте! Располагайтесь, вы тут надолго)
    Потом мне был совершенно не понятен мотив преступления. Я все не могла осознать — зачем все это творится, в чем смысл? Финал с объяснениями устроил меня с огромной натяжкой. Я, конечно, не Станиславский, но тоже хотелось крикнуть — не верю! Баловство какое-то, а не мотив.
    В качестве уравновешивающего элемента к людям искусства был добавлен логик-шахматист с математическим складом ума и его наличие вытянуло все эти творческие нервные метания остальных. Хотя в финале я опять же чуть в обморок не упала от одного его решения. От Хулии я могла такого ожидать, но вот он…
    Не лучшее произведение Реверте, хотя и самое известное.
    Пока я ничего лучше у него, чем искрометная  Тень орла не читала. Буду надеяться, что остальное больше зайдет.

    26
    640