Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Западня для Золушки

Себастьян Жапризо

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2022 г.

    Не знаю, возможно, в 1962 году, когда была написана «Ловушка для Золушки», — это было свежо, оригинально, поражало воображение. Недаром же книга получила литературную премию «Grand Prix de Littérature policière» и считается чуть ли не классикой детективного жанра. Но сейчас темами потери памяти и подмены личности уже никого не удивишь, да и вопросов книга оставляет больше, чем ответов.

    Итак, жили-были три девочки: Ми, До и Ля. И была у них богатая крестная, которую прозвали Мидоля… Собственно, это единственное, для чего нужна была героиня Ля, за ненадобностью автор убивает ее уже во втором абзаце. В какой-то момент пути Ми и До расходятся. Мишель вырастает избалованной красоткой, которая проводит дни в бесконечных тусовках. Доминика же ведет скучную жизнь банковского клерка, рисуя в воображении встречу с драгоценной подругой и фантазируя, что окажется по всем фронтам лучше нее (выше, красивее, умнее, смелее и т.д.).

    И вот случай сводит двадцатилетних Ми и До. Ми сначала, кажется, вообще с трудом вспоминает До, но потом предлагает ей уйти с работы, чтобы вместе тусоваться. Новую игрушку сначала такое положение дел вполне устраивает, хотя в тайне До, конечно, сокрушается, что сумела бы распорядиться деньгами гораздо лучше. И тут вдруг происходит несчастье: в доме девушек случается пожар. Выживает только одна, ее лицо и руки сильно обожжены, из-за травмы головы она не помнит последние пятнадцать лет своей жизни. Что случилось на самом деле, кто перед нами: Ми или До, жертва или преступница?

    На самом деле, эти вопросы при чтении уходят на второй план, потому что ломаешь голову ты совсем над другим. Например, героиня должна была схватить руками и набросить на голову горящую ночнушку, дабы стереть отпечатки и «слегка» обгореть. Кто вообще, пусть даже ради всех денег мира, на такое согласится — это раз? Ну, а два — что-то мне кажется, что когда на твоем лице что-то горит, процесс этот, мягко говоря, становится сложно контролировать. Естественно, все в итоге пошло не по плану. Но при этом зрение у героини не пострадало, а лицо удалось всего за пару-тройку недель восстановить так, что окружающие продолжают узнавать в ней Мишель. А как же глаза, голос, фигура, родинки, зубы, да что угодно!? Героини были настолько похожи друг на друга, что подмену никто не заметил? Очень сомнительно, но, ок, допустим.

    Дальше женщина огромного роста и силы, интриганка Жанна, которая имеет непонятный статус компаньонки/воспитательницы/подруги и еще более непонятные мотивы. Почему при наличии живого отца ей в принципе поручили (а поручила крестная, насколько понимаю) воспитывать и управлять по сути жизнью Мишель?

    Или, например, развязка ситуации с шантажистом: я аж перелистала на несколько страниц назад, чтобы понять, не пропустила ли чего, и почему вдруг героиня решила сделать то, что сделала. А таинственная крестная, владелица заводов, газет, пароходов (читай обувных фабрик)?! В начале нам ее представляют, как «душистую-предушистую», никогда не делающую замечаний девочкам. Ми она горячо любит, а До — не особо. Потом же вдруг оказывается, что характер-то у Мидоля такое себе, и она с легкостью меняет завещание всего после нескольких писем и добрых слов в свой адрес. А стремный доктор, который в самом начале истории напускает тайны больше, чем все остальные персонажи вместе взятые? Зачем?! Одни вопросы, вопросы, вопросы.

    Странные впечатления остались от книги. Задумка вроде бы и ничего: узнать, что же все-таки произошло и кто перед нами, было интересно. Но при этом, чем дальше, тем больше метания героини (и автора вместе с ней) начинали утомлять и раздражать. Отношения девушек практически не раскрыты, об их дружбе, мыслях, чувствах мы ничего не знаем, а об их поступках нам рассказывают посторонние люди. Ни Ми, ни До не вызывают никакой симпатии, обе они мерзкие, избалованные пустышки, источающие глупость, зависть и ненависть.

    В действиях оставшейся в живых героини нет логики, мотивы остальных персонажей тоже под большим вопросом. К концу уже становится неважно, кто из героинь выжил, хочется просто узнать уже наконец-то ответ. И хотя сам сюжетный поворот достаточно банален (иначе к чему все это, если задуманное на 100% удалось?), Жапризо и тут оставляет нас в каком-то неприятном подвешенном состоянии. Ответ мы вроде бы получили, память к героине возвращается, но как в таком случае ей удалось все провернуть? Думайте сами, решайте сами, как говорится.

    4
    211