Рецензия на книгу
Божество реки
Уилбур Смит
Аноним17 июля 2022 г.Идеальный идеал
Такой Древний, такой загадочный, такой далекий и манящий... Египет. Его мифология включает многочисленный пантеон богов, а эта книга посвящена нескольким из них - Исида, Гор, Сет и Хапи - бог Нила. Автор понемногу по ходу повествования знакомит читателя не только с бытом древнихегиптян, с устройством их жизни, власти, политики, экономики, но и с неотъемлемой частью их жизни - мифологией.
Так по ходу развития сюжета читатель становится свидетелем праздничного представления в честь фараона, включаеющего постановку об отношениях богов. Этакий древнеегипетский мюзикл. Правда, страсти разыгрываются на премьере не шуточные - хитрый правитель устраивает так, что неугодного ему человека, исполняющего роль поверженного Сетом Осириса, жестоко убивает на глазах у народа исполнитель роли Сета. А Исиду и Гора, любивших друг друга как мать и сын, изображали влюбленные друг в друга молодые люди. К их сожалению, судьба и отец Лостры - вельможа города Фивы - не были к ним благосклонны. Девушку отдали фараону, остро нуждавшемуся в очередной прекрасной девственнице,которая должна была родить ему сына - продолжателя рода.
Что ж, труды фараона Мамоса были вознаграждены, и Лостра подарила ему сына. Но только она, её возлюбленный Тан и приближенный раб Таита знали, чья кровь течет в жилах новорожденного наследника. Как, впрочем, и всех остальных детей царицы Лостры, рожденных якобы уже от духа умершего фараона. Но мы-то с вами биологию в школе учили, в отличие от суерверных египтян, которые не знали ни школ, ни учебы.
Итак, события в книге разворачиваются довольно стремительно, и каждый новый поворот, даже если сперва кажется губительным, наповерку оказывается лишь трамплином, с которого главные герои прыгают все выше и дальше, обретая богатство, власть, успех, любовь, секс, победы. Каждый из них наделен не только удачей, но и острым умом, образован, силен, хитер. Успешный успех распространяется и на детей главных героев. И даже смерть настигает их не просто так - каждый из них далеко не стар, чтобы умереть не от немощи, но и не слишком молод, чтобы "не успеть пожить". Все складывается более чем удачно, что вызывает у читателя прилив оптимизма и веры в то, что "дядка на небесах" или в данном случае целый когламерат дядек и тётек сделают всё так, чтобы хорошему человеку было хорошо, и справедливость восторжествовала.
Ах да, за великолепием смертных персонажей чуть не забыла о том, чьим именем названа книга - Хапи, божественное воплощение Нила, дарящего плодородие. Хапи было посвящено рождение Лостры, которая молилась этому богу всю свою жизнь в болезни и здравии, радости и горе, победах и поражениях. И так уж сложилась жизнь Лостры, что большая её часть прошла в путешествии сначала вверх, а потом вниз по Нилу, сначала в изгнание, а потом триумфальное возвращение в любимые Фивы. Именно Фивы и город Элефантина, часто упоминаемые в книге - обиталище бога Хапи. Однако, если не ошибаюсь, богов с именем Хапи было двое - бог Нила и покровитель урожая, и Хапи сын Гора и защитник трона Осириса в загробном царстве. Полагаю, переплетение этих двух божественных сущностей и двух мифов и стало основой книге, в котрой Лостра поклонялась Нилу и его плодородию, а Тан - Гору.
Книга, на мой взгляд, для старшей школы. Много откровенных сцен, однако и много наивности. Не в характере героев, а в самом изложении. Взять хотя бы рассказчика - это раб Таита, оскопленный вероломным хозяином в юности. Таита влеблен в свою госпожу, но немощен по мужской части, дабы не смущать читателя надеждами на отношения между ними. Помимо любви, он обладает кучей прекрасных качеств - он лекарь, который учился анатомии, исследуя трупы, и очень сведущ в снадобьях и отварах. Он - автор той самой поэмы, что сразила своим великолепием самого фараона, он великолепный строитель, которому поручено спроектировать усыпальницу для правителя Египта, он умен и мудр - он советчик и блюститель казны полководца и царицы, он прекрасный педагог, вырастивший не только Лостру и Тана, но и их детей. Достоинств этого самородка не счесть. Подобное четкое деление на плохих и хороших, на добро и зло, на черное и белое свойственно именно подростковой литературе и отражает юношеский максимализм. Меня, например, уже этим не проведешь. Но вспомнить школьные запойные чтения с фонариком в ночи под подобную литературу - милое дело. Пошла читать продолжение.
Содержит спойлеры27347