Рецензия на книгу
Невыносимая легкость бытия
Милан Кундера
katarios17 июля 2022 г.Невыносимая тягомотина
Сразу скажу, что книга мне не понравилась, и для меня до сих пор загадка, почему я вообще стала её дочитывать.
Сюжет повествует о любовной жизни двух главных (Тереза и Томаш) и двух второстепенных (Сабина и Франц) героев. События романа начинаются в 60е годы 20 века, в Праге. На фоне происходят социальные волнения, вторжение в Чехословакию в 1986 году и его последствия.Честно говоря, герои были мне отвратительны.
Томаш - паталогический бабник, постоянно изменяющий своей жене.
Тереза - неуверенная в себе, растворившаяся в партнёре терпила, с полным отсутствием чувства самоценности.
Сабина (одна из любовниц Томаша) - немного интереснее. Она художница, оригинальная и независимая личность. Тем не менее, смысл любых отношений для неё в том, чтобы в итоге "предать" партнёра и отправиться дальше, навстречу новым предательствам.
Франц - наивный идеалист, способный на привязанность и верность. Единственный персонаж, которому я хоть как-то сопереживала.Главная характеристика всех персонажей - это невероятное количество загонов. А так же инфантильность, истеричность, драматизм. Для меня их отношения похожи не на отношения взрослых людей, а на детский сад, где кто-то постоянно чем-то жертвует и живёт в мире своей головы, забывая сверяться с реальностью и чекать, как там что вообще в голове у партнёра. Кроме того мотивы их поступков, их диалоги постоянно казались мне вымученными.
Помимо прочего, книга полна филасофских рассуждения аффтора.
Знаете, есть такой раздражающий тип людей, которые настолько поглощены собой, что говорят и говорят и говорят, будто напрочь забывая о существовании собеседника. Так вот, у меня было ощущение, что Кундера - такой же тип писателя. Который бесконечно и затянуто излагает свои мысли, забывая о существовании читателя. При этом для меня все его рассуждения казались какими-то натянутыми, пресными, нелепыми, неинтересными.
Сам ход рассуждений по стилю напоминал мне школьные сочинения. Автор начинает с " А что же такое ...?/Давайте поразмышляем о ...“ и т.п. Ну а дальше начинается (см. выше).
В тексте невероятное количество повторений - постоянно воспроизводятся одни и те же фразы, метафоры, по несколько раз пересказываются сны героев. И всё это воспринимается не как параллелизмы, придающие некую художественную выразительность, а как утомляющее излишество и тавтология.
Я могла бы продолжить критиковать, но, пожалуй, остановлюсь. В общем, Кундера - точно не тот автор, которого я стану читать ещ.
053