Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2013 г.

    Основное, линейное время романа охватывает во многом наиболее насыщенный и значимый для становления Америки период - окончание Второй мировой войны, рассвет игорного бизнеса и начало нескончаемо долгого и поистине губительного ввоза наркотиков в штаты, которому суждено будет укрепиться на бесконечное количество лет, разрушив существовавшую систему ценностей и похоронив навеки будущее под пологом "белого порошка". Что касается многочисленных флешбеков, то они охватывают и период застоя, и события Великой депрессии, и времена сухого закона, благоприятно сказавшихся на укреплении своих позиций преступными синдикатами на Американском континенте.

    Центральное действие разворачивается в штате Нью-Йорк, забрасывая время от времени персонажей романа в Неваду или даже Голливуд, не обделив вниманием и сицилийский город в провинции Палермо - Корлеоне, ставший негласной родиной и прибежищем семьи мафиози Вито Корлеоне, урожд. Андолини.

    Сюжет представляет собой крепко сплетенную нить событий, которая просто не оставляет читателю возможности оторваться от романного действия на сон или даже заслуженный обед. Состоящий из девяти книг, каждая из которых могла бы служить хорошим фундаментом для создания отдельного романа, текст представляет собой восхитительную целостность, в которой каждому действию и персонажу уделяется равная толика внимания и уважения согласно, опять же, его месту в четко установленной иерархии. Марио Пьюзо разворачивает масштабное полотно повествования, вовлекая в него всякого и всяко, не допуская даже возможности упустить из виду хоть одну, на мгновение промелькнувшую мысль своих героев без должного обоснования.

    Обращаясь, собственно, к основной теме романа, стоит признать, что автор не стремится обелить действия мафиозной группировки, раскрывая основной принцип гангстеров - разделяй и властвуй. Кажется невозможным выделить хоть одного положительного героя, поскольку каждый из них обладает свойственными человеку пороками. А потому здесь вряд ли можно говорить о романтическом изображении рыцарей-разбойников своего времени, подобно байроновским корсарам.

    Ни дон Корлеоне, ни его младший сын - герой войны и главный противник семейного бизнеса - Майкл, ни даже голливудский щеголь Джонни Фонтейн не могут быть в полной мере прощены за свою кровожадность и непомерное честолюбие, поскольку восхождение их к долгожданным благам, которые может предоставить общество того времени, не являются в полной мере оправданными в виду полного пренебрежения к ценности человеческой жизни.
    И, возможно, именно в конце своего пути Вито Корлеоне, подобно бессмертному Фаусту, осознает эту ценность и восклицает: "Жизнь так прекрасна". Это же, как завет, остается его младшему сыну и преемнику - Майклу Корлеоне, стремящемуся разорвать круговорот смертей, который в конце-концов поставит точку в затеянной семьями мафий кровной мести.

    В завершении хотелось бы отметить, что семья Корлеоне представляет собой не только хорошо отлаженную машину коррупции и смерти, но и демонстрирует уважение далеко к не второстепенным ценностям, таким как дружба, преданность и во многом милосердие, предоставляя защиту обманутым еще не идеально построенной формой политической организации Америки - демократией.

    11
    40