Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В конце ноября

Туве Янссон

  • Аватар пользователя
    Аноним16 августа 2013 г.

    Самое время в последних числах ноября закончить читать (и начать, и закончить - что вдвойне прекраснее) прекрасную повесть Туве Янсон В конце ноября. Она самая прекрасная и самая тоскливая. Она не наполнена ничем кроме ожидания. Но и оно подложно, потому что на самом деле никто никого не ждет.
    Высказывая свое впечатление о произведении я всегда набрасывая вначале главное ощущение, эмоциональный лейтмотив, который оно оставило после себя. Но необходмо ещё кое-что разложить по полочкам.
    "В конце ноября" единственная повесть, где нет мумитроллей. Мы все время живем в их доме в их долине и с нами живут 6 существ, очень разных. Полоумный старик, неувереная в себе нервического типа дама, свободная и ничего никому не обещающая малышка, средних лет мужичок, не знающий как ему жить, но зато учащий всех остальных, что делать, угрюмый сирота с темной стороной души, странник, сделавший неожиданную петлю в своих странствиях. Все они зашли в муми-долл, чтобы обрести душевный покой, но их ожидал пустой дом. И они все остались ждать семью муми-троллей. Их жизни пресны, их разговоры пусты, страхи надуманы, фантазии темны. Только Мумрик не думает ни о чем, его ведет его звериный нюх. И он знает: если он сейчас здесь, он должен быть здесь. "Есть те, кто уходит, а те, кто остаются".
    Если не упоминать, что кроме мумрика тут живут Хемуль, Мю, Тофт и прочие, то это вполне себе абсурдисткая пьеса о потерявших себя людях (только мумрик потерял 5 тактов, но он - сама музыка, его жизнь это музыка). Причем главное слово, почему "абсурд", потому что все они нелепы. Это очень злая повесть. Она безжалостна. Гости семьи муми-троллей никого не греет своим теплом и в их лучах никто не становится лучше. Они все такие - какие есть и им плохо с самими собой. Однако, так и не дождавшись саму семью муми-троллей, они разъезжаются. Каждый будто бы обрел себя, а мумрик нашел свои 5 тактов. Они сами нашли себя, и не семья муми-троллей и даже не дом в муми-дален помогли им в этом, даже друг другу не проятнули они руку помощи, просто для каждого открылось что-то в эти коротенькие осенние дни. Что-то родилось в душе каждого из них, подспудно, помимо их воли. Один маленькй Тофт знал с самого начала зачем он идет, и он остался встречать муми-троллей, чтобы дождаться маму.
    "Пьесы «Лысая певица» Э. Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С. Беккета (1953) ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а «фабула» строится исключительно вокруг проблемы коммуникации." (с)
    "В конце ноября" это горы, подводная лодка, отрезанный от суши остров. Это самый лучший сюжет. Потому что герои не могут выйти из замкнутого круга: они все здесь и им нужно сосуществовать. "Мы все в одной лодке. Нет нужды топить её..." (близко к (с)). В жизни нам кажется (и часто не только кажется), что мы можем в любой момент уйти, все разрушить, все отрицать. Но ты никуда не уйдешь с подводной лодки, тебе придется выдерживать и вступать в конфликты и коммуникацию. И будет действо, и будет пьеса, и даже может быть фильм. И будет напряжение. То, которое можно сбросить в жизни - просто уйдя, растворясь в её огромном пространстве. Так раб ли человек абсурда, или же свободу имеющий?!

    13
    231