Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь и судьба

Василий Гроссман

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2013 г.

    Оказался я давеча в поликлинике нашего славного МГУ и провёл там добрых три с половиной часа. Кстати говоря, совершенно без толку. Тем не менее, об этом я не жалею, потому что за это время, а также по пути туда и обратно, я усиленно читал роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" и даже почти его осилил. Наверное, нехорошо писать рецензию на недочитанное произведение, но я это сделаю. А потом, дочитав, сравню свои впечатления.
    Сейчас об этом романе говорят как о классике. Даже сериал сняли недавно. Насколько он удачный, я не знаю, ибо не смотрел. Но мы всё-таки говорим о книге. Конечно, найдутся классики, которые скажут, что, мол, это всё конъюнктура: в Совке его не издавали, даже арестовали рукопись (и это в "либеральном" 1961 году, во времена оттепели), вот теперь и славят автора как страдальца, а книгу как что-то некогда запретное и недоступное. Найдутся наверняка и те, кто обвинит автора в том, что он написал пасквиль на великий и могучий СССР, что в романе нет никаких литературных достоинств, а автор лишь играет на таких "горячих" темах, как репрессии, культ личности, еврейский вопрос и так далее.
    Начнём по порядку. В литературных достоинствах автору не откажешь. Язык его лаконичен, но вместе с тем и богат; косноязычием Василий Семёнович не страдает, в отличие от того же Солженицына, равно как и терминальной стадией "почвенничества", заставлявшей последнего выдумывать какие-то неслыханные неологизмы, в которых якобы прячется "русский дух". Если говорить о лаконичности, то для автора, пишущего о войне, это не порок, а достоинство. Здесь не нужно быть, например, Тургеневым и разбрасываться на каждом шагу великолепными метафорами и другими украшающими речь оборотами. Мазки должны быть скупы, сжаты, но при этом максимально точны. Гроссман как раз из тех, кто умеет подобрать слова.
    Перейдём к содержанию. По сути, "Жизнь и судьба" - это произведение эпического характера. Автор показывает нам самых разных героев: от командиров фронтов до уголовников. В этой обширности и разноплановости "Жизнь и судьба" приближается, скорее, не к современным этой книге произведениям о войне, среди которых немало талантливых и даже гениальных, а к "Войне и миру" Льва Толстого. Даже названия похожи. Интересно, нет ли здесь сознательной авторской задумки? В центре повествования лежит одно из ключевых событий Великой Отечественной войны: битва за Сталинград. Мы смотрим на него глазами совершенно разных персонажей, как реальных, так и вымышленных: комиссара Крымова, генерала Новикова, физика Штрума и многих других... Они не только воюют/работают/любят/ненавидят, но и размышляют о серьёзнейших вещах. О личности и государстве, о свободе и тоталитаризме, о личном и партийном долге. Говоря словами классика, о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Критики не раз отмечали огромную политическую важность этой книги. Автор пошёл в ней значительно дальше той критики сталинского режима, которая была дозволена после исторического ХХ съезда... Он не только категорически протестует против фактического обожествления человека, чьи руки по локоть в крови, но и копает гораздо глубже, вскрывает всю античеловечность тоталитаризма, не важно, СССР ли это или Третий Рейх. Но надо сказать, что о самом Сталине в книге говорится не так уж и много. Важнее другое: как убить раба в себе? И действительно, как сейчас говорят, хоть Сталин и злодей, но не он же писал все эти доносы! Как в нечеловеческих условиях самой страшной из войн сохранить жизнь, не потеряв при этом душу? - так ставит вопрос Василий Гроссман. Практически для каждого из ключевых героев романа этот вопрос является решающим. Как остаться человеком? Человек! Именно это главное в романе, человек, человеческая душа, а не какой-то там режим! Наверное, именно в этом и кроется истинная ценность этого произведения.

    P.S. Я не умею писать рецензии, но надо же с чего-то начинать!

    9
    229