Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Mockingjay

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2013 г.

    ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!!!
    После прочтения "Сойки-пересмешницы" хочется спросить - и что это вообще было? После интересных и довольно нетривиальных первых двух книг - такая откровенно неудачная финальная книга. Такое впечатление, что сама Коллинз не хотела ее писать, а издатель заставил, поэтому, особенно не стараясь, она написала побыстрее первое, что пришло в голову, либо, так как повествование идет от первого лица, а Китнисс полкниги находится под воздействием сильных лекарственных средств, все действо описано так специально с позиции ее воспаленного рассудка (но это для Коллинз слишком сложно).
    Во-первых, пропал всякий психологизм в описании персонажей. Новые герои - картонные, не вызывают вообще никаких чувств. Старые герои - либо стали порядком площе, чем раньше (например, Гейл - очевидно, его пик развития пришелся на первую часть второй книги, а в третьей писательница превратила его просто в вечного спутника Китнисс и кое-кого еще, но это после), либо вообще почти исчезли из сюжета (например, Финник - вроде бы важный персонаж, а добрую половину книги ничего практически не делает, или Пит, роль которого в третьей части мне вообще не ясна).
    Во-вторых, любовная линия. На нее без слез не взглянешь. Как только заходит речь о чувствах, на страницах книги сгущаются Сумерки. Пит и Гейл уже вжились в уготованные им роли Эдварда и Джейкоба. Особенно Гейл - некоторые его действия (типа ты со мной, когда мне больно, все эти прикосновения, и в целом образ вечного друга из третьей части) копируют манеры Джейкоба очень точно. И даже неожиданная глубина образа в конце - в последнем разговоре с Китнисс о бомбах и красивом самостоятельном уходе - мало спасает ситуацию. Вершина этой линии - разговор Пита с Гейлом, во время прочтения которого моя рука надежно приклеилась к лицу, и хотелось смеяться, как мальчики выясняют, кого больше любит девочка. А девочка - никого не любит. К чести Беллы Свон, она сразу выбрала Эдварда и стояла на своем. Китнисс мечется между Питом и Гейлом и никак не может решить, с кем же ей лучше. Значит, очевидно, она не любит ни одного, ни другого. И в конце концов она выбрала Пита не потому, что она его любит, а потому, что ей с ним удобнее. А ее мысли про возможную девушку Гейла - просто попытка оправдать это удобство.
    В-третьих, неискренность. В первой части смерть Руты была важным событием, которому было уделено много внимания и которое действительно очень трогало за живое. Во второй части жертвы победителей Игр ради Китнисс тоже что-то затрагивали в душе. В третьей части меня не поразила и не задела смерть ни одного из персонажей - так неискренне и равнодушно это было описано. Даже смерть Прим описана как-то походя, хотя это должен был быть разрывающий душу момент.
    В-четвертых, неправдоподобность сюжета. Если в начале все было более-менее правдоподобно (за исключением истории об отравлении ядом всех соперников президента Сноу в высокотехнологическом обществе будущего и излияний о том, что делали с победителями) - реалистично описанный подпольный Дистрикт-13 и его мотивация мне очень понравились - то начиная с битвы за Капитолий я не верила ни одному слову. Как все слушаются семнадцатилетнюю девочку, обучившуюся всем навыкам солдата за три недели- не верю. Планолет с бомбами, убивающий детей и медиков - глупость и для той, и для другой стороны. Выстрел в Койн - мотивы непонятны.
    В-пятых, Китнисс. От разумной и мужественной девочки из Голодных Игр ничего не осталось. Сойка стала неуравновешенной истеричкой, полностью не умеющей следовать хотя бы каким-нибудь правилам и очень озабоченной своими парнями. Жаль.
    В-шестых, плагиат. Эпилог (хотя он мне и понравился) и свадьба как светлое пятно посреди войны не очень смутно напомнили мне Гарри Поттера.
    Что понравилось - битва за Второй дистрикт и единственная важная проблема всего текста- хороши ли на войне все средства - и Джоанна Мейсон. За них тройка, а не ниже.

    9
    1,4K