Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним13 августа 2013 г.

    Роман из серии «c веком наравне». Масштабное повествование о жизни одного человека (и, параллельно двух его… друзей?) — почти с рождения и почти до смерти – охватывает временной отрезок в 60 лет.
    Ровное, гладкое небезынтересное повествование без положительных героев (к каковым не относится и сам рассказчик) и без сколько-нибудь ярких красок настолько ровно и гладко, что, кажется, не оставило бы следа после завершения, если бы не финал, заставивший мысленно вернуться к началу и пересмотреть все главные эпизоды еще раз.
    Вообще, масштабность повествования воспринимается только на уровне сознания – времени прошло много? герой поездил по миру? Однако детали и времени, и пространства практически не прописаны (исключение составляет разве что Первая мировая). Ни интерьеров, ни пейзажей, ни характерных описаний…
    Возможно, это сделано намеренно и обусловлено характером главного героя. Пятый персонаж, я думаю, чаще всего становится движущим механизмом сюжета благодаря своей дружбе (любви, вражде) с одним из основных персонажей. Здесь не то. Рассказчик равнодушен ко всему на свете, он скорее «посторонний», чем какой бы то ни было персонаж. Те или иные обстоятельства заставляют его производить те или иные действия – отношения с родителями, война, выбор профессии… да даже эта его «любовь» – все выстраивается только в результате толчка, организованного внешними обстоятельствами, по поводу которых он может слегка сожалеть, немного расстраиваться или ненадолго задуматься, как удачно получилось. На протяжении всей книги не верилось, что он действительно и до конца таков – именно от него ждала подвоха, ведь на самом деле он НЕ хороший человек. Но даже активное выступление в финале оказалось не совсем его «заслугой»:


    Ситуация складывалась совершенно определенная: либо я скажу сейчас, либо буду молчать до самой смерти. (Выделено мной.)


    Так что… «никто не виноват, просто так сложилось» (обычное оправдание обычного человека) – здесь образ жизни, принятая позиция.
    И еще.
    Очень понравилось. На фоне неторопливого повествования то тут, то там вдруг встречаются потрясающие по точности, краткости и неожиданности замечания. Как, например, о хороших и плохих учителях:


    Мне нравилось общество большинства моих коллег, кои примерно равными долями делились на хороших людей, бывших заодно и хорошими учителями, плохих людей, бывших плохими учителями, и нелепых чудаков, совершенно неприспособленных к жизни, ставших учителями по чистой случайности; нередко бывает, что именно последние дают для воспитания учеников больше всего. Если вы не можете обеспечить мальчика хорошим учителем, дайте ему человека с изуродованной психикой либо экзотичного неудачника, но ни в коем случае не плохого, унылого педагога.


    молодости:


    Господи, да какое же это кошмарное время — молодость! Такое изобилие чувств при полном неумении с ними обращаться!


    или понимании:


    Люди совсем не понимают других людей, даже не пытаются понять, ну, как это тебе? Мамочки!


    Очень не понравилось. Разговоры о Боге. Их слишком много. Ну, или слишком мало (т.е. та же ситуация – конфликт не прописан достаточно для того, чтобы тратить столько слов на разговоры). О Боге учат все кому не лень с завидной уверенностью в собственной правоте, причем рассуждения авторитетного падре Блансона выглядят не менее дилетантски, чем поучения заезжего проповедника.
    Интересно, ведь для словосочетания «малоумная святая» есть в русском языке вполне определенное и совершенно адекватное соответствие – юродивая, или я не права?

    8
    35