Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)

Айн Рэнд

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июля 2022 г.

    Кто такая Алиса Зиновьевна?

    Атлант оказался тяжелым: как по весу (книга в буквальном смысле имеет вес), как по объему, так и по восприятию информации.
    Книга не для всех. Слабым духом ее читать не стоит. Глупо говорить, что каждый, кто ее прочитает, многое в жизни поймет и поймет глубину окружающего мира. Это не так.
    Нет, это просто суровая правда жизни, что нас окружает и которую так точно передала писательница Айн Рэнд, если читать между строк.
    Данный роман стал для американской писательницы российского происхождения последним в её карьере. После его создания в 1957 году она перешла на научную литературу.
    Если отбросить желание покритиковать книгу (а таких желающих в сети уйма) и здраво оценить произведение с точки зрения полезности для читателя, напрашиваются следующие выводы:
    Язык повествования тяжелый и «черно-белый»: герои либо положительные, либо отрицательные. Либо Атланты, носящие на себе груз проблем других людей, либо эти другие, которые всем своим поведением говорят: «ты должен нас спасти!»
    Ключевая идея произведения лично мне показалась такой: поверь в себя, перестань жить и работать для других, расправь плечи и делай всё в первую очередь для себя. Роман прошит иглой рационального эгоизма.
    Книга состоит из трех частей, каждая из которых символизирует законы формальной логики: непротиворечия, исключённого третьего и закон тождества.
    Аристотель, сформулировавший закон тождества в трактате «Метафизика», был единственным философом, дань которому писательница отдала в заглавиях частей романа.
    Ключевой момент произведения монолог создателя вечного двигателя Джона Голта, в который включены все наболевшие мысли писательницы, пропитанные философией рационального индивидуализма. Так, Джон на протяжении 12 лет жизни помогает другим людям — творцам (Дагни Таггерт, Хэнку Риардену и другим) понять, что жить следует для обретения собственного счастья в жизни, построенного за счёт собственных творческих способностей и таланта.

    Соглашусь с многими критиками, что роман полезен для предпринимателей. На этот счет позиция автора проста: «ты можешь выбирать себе работу, и выбор этот так широк, как силен твой разум». Сам бизнес, пишет Айн Рэнд, «и есть лучшее в предпринимателе», это и «есть то, что нужно защищать».
    Нельзя не упомянуть о романе с юридической точки зрения. Законопроекты, которые принимались в Вашингтоне (правительством) были направлены на подавление предпринимателей, ограничение их прибыли.
    Правило против хищнической конкуренции не позволяло появляться на рынке новым игрокам. Закон справедливой доли запрещал монополистическую деятельность в нескольких сферах бизнеса, вынуждая продавать бизнес тем, кто его сам не создавал. Были и другие законы (об общественной стабильности, о гарантии средств к существованию), но главным правовым актом стала в романе директива 10 289. Суть законопроекта: оставить в государстве всё как есть: рабочие места, доходы, расходы. Но, страшнее всего для предпринимателей стала обязанность передачи патентных прав на свои изобретения.
    Конечно, сказалось, что роман написала женщина: невозможно пройти мимо пропитанной в «Атланте» любви: причем не сколько плотской (а постельные сцены есть), сколько любви к идеальному, возвышенному.
    Сюжет романа раскрывается постепенно, держа читателя в первых двух частях в неведении того, что будет в конце. Однако, третья часть своей «кровавой развязкой» ставит большую жирную точку, после которой еще долго перевариваешь прочитанное.
    Алиса Зиновьевна (настоящее имя Айн Рэнд) в своем романе более чем наглядно показала, как мир нуждается в творцах, и как скверно он обращается с ними.
    Вроде бы всё закончилось положительно, все главные герои остались живы и способны творить производить и создавать. Но что из этого выйдет?

    Содержит спойлеры
    6
    746