Рецензия на книгу
Generation `П`
Виктор Пелевин
Аноним12 августа 2013 г.Приходы бывают красочные и занимательные, однако. Главный герой с интересным именем Вавилен (а попросту Ваван) чего только не перепробовал. И мухоморы в различных их ипостасях, и марочки заграничные, и кокаин с цветочков, как пчелка, снюхивал. И постигал при этом тайны мироздания, которые Пелевин дружелюбно предлагает увидеть и читателю, не используя при этом никаких наркотических веществ. Кроме самой книги, разумеется. Но, собственно, дело совсем не в наркотиках. Да и какая тут наркота, когда реальный мир полон чудес.
Девяностые. Развал СССР. Меня с первых страниц поразило описание постсоветского общества, которое казалось до ужаса преувеличенным. И все это было бы смешно, если бы не было правдой. Старые идеалы и ценности пропали, новые еще не сформировались. И к ситуации нужно было как-то приспосабливаться. Вот и приспособились.
«Новые русские», которые в перерывах между «Смирновской» и «Абсолютом» решают заказать для себя и своего продукта рекламу, бандиты, шестисотые мерседесы. «Ротожопие» процветает. Оральный, анальный и вытесняющий вау-факторы, люди-бусинки (или бусинки-люди?), сирруфы и прочая нечисть совсем перемешались в моей голове во время прочтения. Но постепенно выстроилась стройная картинка: так же, как люди-бусинки ползли по золотым нитям в руках Энкиду, наше общество стремится к получению денег (оральный вау-фактор), чтобы потом их потратить (анальный вау-фактор). И, наконец, вытесняющий вау-фактор заключается в том, что ничего, кроме денег (орального и анального факторов), не существует. Люди превращаются в «ротожопов», не стремящимся к чему-то иному. И это грустно.
Существуют еще так называемые «криэйторы», которым работает Татарский, которые служат проводниками между оральным и анальным вау-факторами, разрабатывая рекламные плакаты и слоганы. Даже политические деятели оцифрованы и все их действия обусловлены тем, что седьмой этаж за что-то обиделся на восьмой. Реклама – не только двигатель торговли. Она превращает человека в «ВАУ», который является одновременно потребителем и коммерческим продуктом для другого такого же «ВАУ».
Пелевин заставляет задуматься. Не зря слово «поколение» в названии книги написано по-английски, а вот буква «П» - русская. Более того, специально была разработана буква ПЦ, которая отражает всю суть того «пропащего поколения». И сразу напрашивается фраза, которую Че Гевара посредством планшетки передал Татарскому:
Поэтому конец света, о котором так долго говорили христиане и к которому неизбежно ведет вауеризация сознания, будет абсолютно безопасен во всех смыслах – ибо исчезает тот, кому опасность могла бы угрожать. Конец света будет просто телепередачей. И это, соратники, наполняет нас всех невыразимым блаженством5103