Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним11 августа 2013 г.«Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого, встретишь отца и мать — убей отца и мать, встретишь родича — убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия» РиндзайрокуВ истории Японии, страны очень любящей и почитающей свои древние традиции и культурное наследие, существует одно печальное событие - в 1950 году, в районе Кита города Киото, неуравновешенный монах сжигает один из величайших храмов комплекса Рокуондзи, Кинкакудзи, известный как Золотой храм. Построен этот храм был еще в 1397 году, пережил пожар в онинскую войну, а два верхних этажа были полностью отделаны чистым золотом. Подобная роскошь была позволена храму, так как верхний павильон служил для хранения реликвий Будды - подобную святыню надлежит и хранить в достойном месте. На крыше храма восседал золотой феникс, который очень символично вписался в судьбу Золотого храма...
В целом, храм был старейшим архитектурным памятником, на содержание которого государство не жалело бюджета даже в военные годы, так как красота Золотого храма и его живописное местонахождение всегда были посещаемы туристами и, я думаю, можно представить, какой большой потерей стал поджег этого храма для Японии.Возможно, это не бросается сразу в глаза, но Золотой храм в самом деле практически совершенство. Он действительно прекрасен необычной и сдержанной красотой, не смотря на обилие золота на его фасаде. Как легко он парит над поверхностью Зеркального озера, как гармонично вписан в окружающую среду. Он одновременно и строг в своих линейных формах, предающих ему и собранность, и подтянутость, и, в то же время, плавные скаты крыш, делают его образ мягким и спокойным. В его исполнении нет избытка, нет недоработки - он совершенно законченный и его редкая красота не теряла своей силы уже множество веков.
Мисима же трактует красоту Золотого храма, как воплощение идеальной красоты, которой, по мнению монаха, будущего поджигателя, нет места в нашем, полном уродства, мире. Привычная нам реальность попадая под призму восприятия Мидзогути превращается в свою противоположность, при дальнейшем рассмотрении доходя чуть ли не до абсурда. Возможно, это громкое заявление, но Мисима гениально передал чувства и мысли неуравновешенного человека, смог воплотить его мышление, такое индивидуальное и в чем-то логичное. Он собрал яркий образ, создал ему личную философию, согласно которой, Храм просто обязан был быть сожжен!
Хотя тут надо оговориться, Мисима ни разу не оправдывает или поощряет своего героя, более того, такое ощущение, будто автор вообще не имеет никакого отношения к личности Мидзогути. Но приведенная в предисловии краткая биография Мисимы невольно наводит на некоторые аналогии с романом, только не в лице Мидзогути, а с личностью его странного друга, Касиваги.В этой книге рассмотрены не только метаморфозы понятия Красоты, ее истинная суть и предназначение, здесь "красной нитью" проходит любимая идея Мисимы - тесная связь Красоты и Смерти, поэтому триумфальная гибель Золотого храма, - своего рода реквием этого союза!
Послесловие или что стало с монахом после сожжения Кинкакудзи.
На сама деле, монаха звали Хаяси Йокэн и он был схвачен буквально на том самом месте, на котором остановил свое повествование Мисима, - на холме перед полыхающим Золотым храмом. При нем находилась предсмертная записка с признанием в содеянном, но совершить самоубийство Хаяси не успел. Суд приговорил его к семи годам лишения свободы, однако он выходит в 1955 году, будучи официально признанным сумасшедшим. В 1956 году Хаяси Йокен скончался.691,1K