Рецензия на книгу
Один
Марк Вэндэмс
Аноним5 июля 2022 г.Чей сон будет крепче? Героя или читателя?
Признаюсь, поначалу книга меня очень заинтриговала, потому что, судя по аннотации, это была вот прям моя тема. Мироздание, оказавшееся иллюзией. Матрица, генерируемая человеческим сознанием. Демиурги? Коматозники? В чём причина? Может быть, со временем глюки начнут сыпаться, а истинная реальность проглянет сквозь фальшивую пелену? Нифига. Единственный самообман здесь был у меня, история же вообще не о том. Это не триллер о нейронной матрице, а самый обыкновенный постапокалиптический боевичок, не самый задорный к тому же.
Меня на протяжении всего чтения преследовали навязчивые флэшбэки. Сильнее всего я не мог отделаться от ощущения, что читаю геймерское переложение Сертакова. Ну серьёзно, сюжет – один в один. Герой из нашего времени просыпается в будущем, кругом разруха, постапокалипсис. Всё, что он знал и помнил – в руинах. Причиной конца света стала эпидемия. Уцелевшие люди скучковались группами и пытаются выжить. Где-то аграрными делами занимаются, где-то технологическими, где-то пушками машут, где-то секты собирают. Все со всеми на ножах. Героя объявляют необычным и включают в местную политику.
Необычность его довольно странная. Вроде как после катастрофы появилась новая формация людей, живущих во сне в другой реальности и способных доставать из снов разное барахло в реальность объективную. Их бы исследовать нормально, но этого никто не делает, и я даже не могу списать данный прокол на царящий в мире бардак. Технологии у них стали более чем продвинутые. Как бы то ни было, после пробуждения герой теряет все свои сверхспособности и становится частью обычной группы боевиков, хоть и связанной с другими спящими, но всё же это как-то мелковато, на мой взгляд.Постепенно нам раскрывают картину дивного нового мира. Человечество уцелело на небольшом клочке земли где-то на территории Украины, за пару веков туда стеклись выжившие со всего света, основали несколько специализированных городов. Как в компьютерной игрушке. И постоянно строят друг другу козни. Что творится на остальной планете – непонятно, связи ни с кем нет, только отдельные слухи ходят. На этом месте слегка запахло Глуховским. Огромные территории попали под воздействие какого-то излучения и превратились в пространственно-временные аномалии, некоторые из которых подбираются к обитаемой области и имеют явно чёткие контуры. Привет Мьевилю. Также вокруг городов есть странные зоны с потусторонней жизнью, обладающей чуждым разумом и пугающей логикой. Предсказуемо вспоминаются Стругацкие и Вандермеер. Впрочем, здесь есть ещё отсылка на кого-то, но я никак не могу вспомнить, на кого ссылается эта говорящая обезьяна из джунглей.
И вот такого здесь очень много. Мироустройство представляет собой надёрганные отовсюду лоскуты, и я не понимаю, с какой целью. Для простых отсылок и пасхалок – слишком грубо. Для фэндомной переработки – слишком нагло.Однако это не самая большая проблема. В самом тексте полно несостыковок, из-за которых цельную картинку тоже проблематично сложить. Начиная с того, что у них там в будущем единый язык, поскольку все уже несколько поколений живут вместе, но при этом сохраняются какие-то региональные акценты. И кончая парадоксальными техническими возможностями, которые вроде бы уже откровенно на грани фантастики, но при этом крайне ограниченные. Из-за этого мироустройство кажется не только рваным, но и плохо продуманным.
Также дело осложняется просто нереально огромным количеством персонажей с похожими именами. Я и так имена неважно запоминаю, здесь же вообще чёрт ногу сломит кто есть кто, тем более что большая их часть была похожими как две капли военными, силовиками, сливавшимися в единую массу и помирающими на каждой странице пачками. К тому же по ходу повествования без конца сбивался фокус с одного персонажа на другого, что не только не способствовало ясности, но и ещё больше мешало всё в кучу, стирая индивидуальности.
Да и в целом стилистика напрягала – слишком меланхоличная для такого жанра (но это просто какой-то бич современного боевика) и для человечества, в ходе эволюции утратившего эмоции и эмпатию. Время от времени в текст ещё вклиниваются странные и не совсем уместные метафоры. Особенно образ смерти в яркой футболке. Меня каждый раз аж выносило. Жёваный крот, что оно такое? Это реальное существо или какое-то иносказание?Ну, в итоге, несмотря на интригующее начало, произведение оказалось вообще не моё. Стрелялки, боевики, мужики с автоматами, политические дрязги при полном отсутствии вменяемого сюжета – это очень скучно. За разборками правителей следить было слегка противно, за приключениями героя – тоскливо. Я ещё в первой четверти скис, не понимая, а где, собственно, какое-то объединяющее действие? Он что, до конца будет по этому постапу бегать? Спасти историю может одно: если и эта реальность тоже окажется виртуальной, а потом ещё и ещё, сводя героя с ума бесконечными итерациями. Выяснилось, что да, до конца, и лишь в самом конце сюжет вывернул-таки на ту колею, что я ждал. Но, во-первых, мне уже не хотелось, а во-вторых, когда такое проворачивают в финале, то попахивает это уже не внезапным сюжетным поворотом, а перечёркиванием всего произошедшего в книге. Даже если тут связь на самом деле была обратная – всё равно слишком поздно. При таком огромном объёме книги столь важные сюжетные решения до последнего оттягивать нельзя. И как задел для продолжения оставлять их – так себе идея. Читатель либо взбесится, либо уснёт, и неизвестно ещё, что хуже.
23526