Рецензия на книгу
Атлант расправил плечи (комплект из 3 книг)
Айн Рэнд
jnozzz3 июля 2022 г.Держать его махину – не мёд со стороны,
Напряжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая работа важней иных работ.
Из них ослабни кто-то, и небо упадёт!Вот нельзя же так без предупреждения. Меня смяло, скрутило, подвесило, потом швырнуло потоком о ближайшую стену, подхватило снова, закрутило в смерче и не отпускало. И так где-то полкниги. Забыты были сон, и еда, и местами, прости меня господи, работа. А смерч все несся и несся через
континентмою душу и тело.К середине книги смерч утих, уступив место застою, а потом и вовсе превратился в гнилостное болото.
Но, в целом, при объеме книги, при котором нервно курят в сторонке не только Диккенс и Драйзер, но так же и Толстой с Достоевским, и просто невероятном накале первой половине сюжета, так и быть, прощаем автору слитую третью часть ). [Ну и для любителей точности замечу в скобках, ок, если сложить "Финансист", "Титан" и "Стоик", то да, страниц побольше будет, но их можно читать относительно отдельно. Граф Толстой тоже побеждает, объективно, по количеству страниц, но покажите мне того человека, который прочел все французские переводы и все батальные сцены!]
Так вот, о чем это я. О том, что эта книга, она самобытна. Отрывиста, резка, не считается с чувствами читателя, устраивает шоковую терапию с первой страницы. Захватывает в свои щупальца ощущением непроглядной тревоги, предрешенного аппокалипсиса, беспросветности. Тревоги, все нарастающей тревоги. Пока та не переливается через край. (Хотя вот тут автор чутка дала слабинку и в самом накале страстей кидает читателю весьма грубый намек - "Джон Галт еще придет за твой железной дорогой", дорогая наша неутомимая Дэгни. И, в принципе, к этому моменту можно уже немного сложить, что к чему).
На что это похоже? Вот не поверите, но не на "Скотный двор" , не на "Дивный новый мир" и далее по тексту. Эта книга - одного поля ягода с "Как закалялась сталь" и "Поднятая целина". Она - продукт той же эпохи. Она - плод тех же страхов и страстей. Она также поет дифирамбы человеку труда (человеку, который делает свое дело), поэзии стали и романтике уходящих вдаль путей. Но она - другая. Она жила в ту же эпоху, дышала тем же воздухом, но выводу из этого сделала свои. Особенные. Но такие же резкие, бескопромисные, черно-белые и не терпящие никаких возражений. [Чему, кстати, есть вполне научное объяснение. Когда человек должен сделать необратимый выбор или-или, невыбранный маршрут всегда окрашивается психикой в черный цвет. Читай - мой выбор - единственный правильный, и к прошлому возврата нет].
Впрочем, ок, небольшие параллели с "1984" все же присутствуют. "Ты предал меня, а я тебя". Последние несколько глав книги так и кричали - списано! Списано! Ну неудержалась и скопировала. Да, без жесткоча, но тоже с пыткой, чтобы жертва сама захотела любить старшего брата.
И вот на этот финале я бы хотела остановиться немного подробнее. Не потому, что он хорошо написан, увы, он, как уже отмечали многие, смазан и смазан очень серьезно. Но вот я бы очень хотела увидеть статейку, нет, увесистую книгу ""Атлант расправил плечи" глазами психооналитика". А глазами психоаналитика, скажу я вам, книжица весьма и весьма показательная. Причем в духе Сабины Шпильрейн (что характерно, женщины из тех же краев из той же эпохи. Да, были женщины тогда, ничего не скажешь).
Если предположить, что Джон Галт был смертельно влюблен в Дэгни все те долгие двенадцать лет, когда он был ее личным "разрушителем", забирая лучших, насилую инфраструктуру, подтачивая коленки атлантов. Вот , рискну предположить, что делал он все это не из желания спасти мир. Или себя. Боже упаси. Он делал все это исключительно из любви (кавычек здесь нет и не предполагается). В лучших традициях архитепичного и трансперсонального, он разрушал свою любовь, чтобы ей завладеть. А Дэгни? Оставим в стороне ее резкую и абсолютно необъяснимую смену любовного курса. Ведь она стала по-настоящему "его", только разрушив. Ну или поспособствовав его страданию. Как вам такая парочка? Мазохисты? Нисколько! Все в соответствии с заветами дядюшки Фрейда. (и да, куча постельных сцен в духе "50 оттенков серого").
О чем еще эта книга? О диффузии ответственности и коррозии благодарности. О власти блата. О нарцисизме. Впрочем, про власть страны советов со всеми вытекающими мы все с вами знаем. Не по наслышке и не из книг. И это не антиупотия. Это наша с вами реальность. Не пора ли и нам открыть глаза?
Нет, я не про то, чтобы всем вмести перестать работать и пусть небо падает. Я о том, чтобы начать с малого. Посылать хамов по адресу, а не отводить стыдливо глаза. Просить, нет, требовать справедливого вознаграждения за свой труд. Посылать по адресу коллегу, который спихивает на вас свою работу. Нас слишком долго приучали, что это ок, что это хорошо, что это правильно. Правильно и хорошо для кого?342,6K