Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июля 2022 г.

    Неожиданное разочарование

    Вначале история располагает, ибо рассказ ведётся от лица подростка с характерной подачей, фразочками (вроде: скурвился, петрушка, пошлятина, отдать концы и тп.) и со всеми этими рассказами о девушках, футболе, школе и “тупых взрослых”.

    Стиль повествования немного похож на Бёрджесса, только эта глубина мысли используется не для построения окружения и сюжета, а для раскрытия банальнейших, рядовых человеческих архетипов.

    Главный герой — Холден Колфилд, освободит вас от нудной автобиографии и предыстории и сразу начнёт с “сумасшедшей истории” (спойлер: у вас в детском лагере наверняка творились вещи интереснее).

    Парень подкупает своей детской откровенностью, дерзким чувством юмора и банальной адекватностью, по сравнению с другими персонажами книги. На первый взгляд, Холден кажется вполне себе смышлёным, способным расставлять собственные приоритеты, отличать хорошее от плохого и просто получать удовольствие от жизни. Колфилд имеет доброе сердце, взрослее своего возраста, хорошо разбирается в людях, да и вообще: философствует, иронизирует и буквально каждую секунду о чём-то думает, анализирует, мечтает или ностальгирует.

    Поток мысли не прекращается ни на секунду и хоть сам главный герой обаятельный — сюжет (точнее, его отсутствие) превращает его “приключения” в терзания меланхоличного подростка-туберкулёзника, который ходит из одного бара в другой.

    Радует, что хотя бы к концу книги, появляются люди, способные вправить ему мозги. Ибо как большинство людей, он хоть и видит свои проблемы (и их решение) — делать ничего не хочет.

    Сначала рассказ довольно часто вызывает добрый смех и окунает читателя в некий “школьный вайб”, со специфическими проблемами и своей романтикой. Держания за руки, поцелуи в кино, машина напрокат — кому-то, книга даже поможет заново окунуться в былые деньки или, наоборот, восполнить пробелы.

    Хоть запоминающихся, хороших второстепенных персонажей — нет, каждый будет пестрить какими-то негативными качествами (автор нарочно доведёт их до абсурда) и Холден не пройдёт мимо ни одного прыщавого, душного, высокомерного или подлого человека, разбивая его в пух и прах.

    При всём этом, как я уже писал, основного сюжета (да и вообще сюжета) — нет. “Что вижу, то и пою”. Сходил в туалет, вспомнил про мамину яичницу, познакомился с монашками, выпил кофе, задумался о музыке, решил пойти в парк, потом в бар, а может на каток…
    События не имеют никакого веса, умных мыслей безумно мало, поворотов сюжета — ноль, ещё и повторяют как для тупых иногда и по три раза. А помимо табака, алкоголя и мата, в книге можно найти некое заострение внимания на несовершеннолетних девочках и становится супернепонятно (или понятно?), зачем Сэлинджер вообще написал это произведение.

    Что же, хотя бы автор может сложить два плюс два, выразить простейшую мысль и изредка улыбнуть. В этой книге я и близко не вижу никакого “пособия для подростков”, читать было очень скучно и в истории даже нет концовки!

    Несомненно, одна из худших и самых переоценённых книг. Честная оценка: 3 из 10, не советую читать никому.

    67
    2,3K