Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июля 2022 г.

    Отверженные - один из самых масштабных долгостроев в моей читательской жизни. Впервые эта книга попала в мои руки, когда мне было 14 лет, и тогда вылавливать сюжет среди бесконечных исторических справок и лирических отступлений было слишком тяжело. Теперь, имея некоторый опыт чтения литературы XIX века в целом и Гюго в частности, я уже лирических отступлений не боюсь и думаю, что размышления образованного человека из другой эпохи иной раз могут быть интереснее сюжета.

    В принципе, "Отверженные" оказались как раз тем случаем, когда стоит читать ради одних лирических отступлений. Например, картина сражения при Ватерлоо - это одно из самых красивых и одновременно антимилитаристских описаний войны, которое я когда-либо читала.



    Здесь убит Бодюэн, ранен Фуа, здесь были пожар, резня, бойня, здесь бурлил поток английской, немецкой и французской крови; здесь колодец, битком набитый трупами; здесь уничтожены полк Нассау и полк Брауншвейгский, убит Дюпла, убит Блакман, искалечена английская гвардия, погублены двадцать французских батальонов из сорока, составлявших корпус Рейля, в одних только развалинах замка Гугомон изрублены саблями, искрошены, задушены, расстреляны, сожжены три тысячи человек, – и все это лишь для того, чтобы ныне какой-нибудь крестьянин мог сказать путешественнику: «Сударь, дайте мне три франка! Если хотите, я расскажу вам, как было дело при Ватерлоо».

    Самое любопытное - вплетенные в повествование эссе о прогрессе, человеческом достоинстве и социальном неравенстве.

    Такое ощущение, что во время их написания в Гюго боролись пламенный революционер и пугливый добропорядочный обыватель. И в результате он ухитряется логически совместить старый добрый католицизм с культом разума, воспеть Великую французскую революцию, баррикады, волю народа, но при этом не отказать рантье в праве на тихое мещанское счастье.

    Романтизм и проблемы социального неравенства все-таки не очень друг с другом сочетаются. Персонажи, среди которых на живых людей похожи только злодеи, так как герои идеальны до снежной белизны, сюжетные повороты, случающиеся только потому что авторский произвол судьба на протяжении десятилетий, в разных регионах Франции снова и снова сталкивает одних и тех же трех-четырех человек, любовь с первого взгляда, описывая которую даже сам автор вынужден был признать, что "в романах так злоупотребляли силой взгляда, что в конце концов люди перестали в нее верить" - все это само по себе бывает прекрасным и уместным. Но когда речь идет о социальном неравенстве и отверженных обществом, такая искусственность слишком режет взгляд и занижает значимость проблемы.

    Хорошо, что совсем скоро придет время реализма, и Золя покажет, как писать о людях из низов и поднимать острые общественные проблемы без молчаливо страдающих праведников, невероятных совпадений и излишнего морализаторства.

    39
    1,8K