Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебный корабль

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2022 г.

    Новая трилогия Робин Хобб открыла передо мной огромный мир, полный чудес и загадок. Тот самый мир, о котором уже упоминалось в историях Фитца и Шута. Мы путешествуем к югу от Шести герцогств, в портовый городок Удачный; он известен в первую очередь своими живыми кораблями. Давным-давно в поисках своего места под солнцем предки нынешних обитателей Удачного высадились на этих берегах. Они заключили сделку с жителями странных Дождевых чащоб, и никому, кроме самых старых торговых семей, неизвестно, какую цену пришлось за это заплатить. Только эти семьи могут плавать на живых кораблях. Корабль, изготовленный из необычного материала — диводрева, верно служит своим хозяевам, и внутри него таится жизнь. Лишь после того, как представители трёх поколений умрут на его борту, он по-настоящему оживает.

    Альтия Вестрит мечтает только о том, чтобы плавать на Проказнице, семейном корабле, пробудившемся после смерти её отца, но у Кайла, мужа её старшей сестры Кефрии, совсем другие планы. И теперь Альтии надо, притворившись мужчиной, совершить опасное плаванье, чтобы заручиться рекомендацией от капитана и вернуть Проказницу себе. Уинтроу, сын Кайла, хочет стать служителем бога Са, но отец силой вынуждает его оставаться на Проказнице и учиться моряцкому делу. О живом корабле и заодно о власти над всем пиратским народом грезит Кеннит, беспринципный пират, готовый пойти на всё ради достижения цели. На берегу Удачного одиноко доживает последние дни Совершенный, разбитый и заброшенный, живой корабль, погубивший своих хозяев и забывший — а скорее изо всех сил старающийся не вспоминать — своё мрачное прошлое. Брэшен, которого после смерти капитана Вестрита выгнали с Проказницы, хотя на этом корабле была вся его жизнь, вынужден скитаться по морям, искать новый дом и новый смысл. Малта, дочь Кайла и Кефрии, ничего не знает о старинных договорённостях Удачного и Дождевых чащоб, да и знать не хочет — надоела ей жизнь, полная запретов и правил, она хочет танцевать на балах, заигрывать с юношами и стать уже наконец-то взрослой. Роника, мать Кефрии и Альтии, оставшаяся после мужа совсем одна, вынуждена разбираться с долгами и новыми проблемами из-за Кайла, который прогнал Альтию из семьи и вздумал превратить Проказницу в невольничий корабль. И где-то глубоко под водой, в недрах океана, следуют за Той, Кто Помнит, разумные морские змеи — им нужно понять, кем они были раньше, и вернуться к своим древним корням.

    Невероятно большой и многогранный мир, хотя, если сравнивать с трилогиями про Шута и Фитца, гораздо более камерный. Действие первой книги происходит только в Удачном и на торговых и пиратских кораблях. Но впереди история обещает нам драконов, Дождевые чащобы, тайна которых приоткрылась совсем немного, пришельцев из Калсиды, которые намерены прогнуть под себя Удачный и установить там свои порядки, проблему рабства и ещё множество интересных вещей.

    Меня заворожили живые корабли. Не помню ничего подобного в фэнтези. Корабль предан только своей семье, и на его борту обязательно должен находиться человек, кровно связанный с семьёй; с этим человеком у корабля возникает особая связь, не просто крепкая — нерушимая. Корабль и человек словно проникают в сознание друг друга, чувствуют и понимают на глубоком, непостижимом для посторонних уровне, видят мир одновременно и своими, и чужими глазами... эта любовь похожа на зависимость и может принести не только радость и счастье, но и боль. Проказница ищет своё место в мире, пытается осмыслить свою природу и понять, кто же она такая без Уинтроу. Уинтроу не знает, как относиться к Проказнице, — она творение Са или что-то иное, есть ли вообще у неё душа? Уинтроу тяготится узами, которые связали его с кораблём, ведь он выбрал для себя совсем другой путь, и в то же время не может без него жить. Альтия же, которая провела всё детство на Проказнице и знает её лучше, чем саму себя, об этой связи мечтает, и даже после того, как ей приходится оставить свой корабль, эти прочные узы не становятся слабее. Янтарь разговаривает с Совершенным, видит в нём не проклятый корабль, от которого стоит держаться подальше, не источник драгоценного диводрева и не пустую деревяшку, а живую душу, личность, почти-человека. Все эти сложные отношения, похожие и всё-таки не похожие на отношения между людьми, действительно поражают. Хочется узнать о них больше. И понять, как связаны живые корабли с морскими змеями, откуда берётся диводрево, какое отношение ко всему этому имеют жители Дождевых чащоб. Обычно я делаю перерывы в чтении частей цикла, но здесь, наверное, ждать не смогу и сразу же возьмусь за следующую книгу. Мне всегда тяжело начинать романы Робин Хобб — не потому, что они плохие, а потому, что погружение в мир медленное и глубокое, сближение с героями обстоятельное и неспешное, язык тягучий, только она умеет писать так. И чем дальше я иду по страницам, тем легче мне становится — вот я уже не наблюдатель, а полнцоенный участник событий, я плаваю вместе с Альтией на кораблях, брожу с Уинтроу по улицам незнакомого города, сижу за столом рядом с Роникой и гостями из Дождевых чащоб. Так же было с трилогиями про Фитца и Шута.

    Правда, нового Фитца для меня в этой истории не нашлось. Персонажи очень разные, их гораздо больше, чем было там, они отлично и во всех подробностях прописаны, но никто не вызвал у меня такого острого душевного родства, как Фитц. Хотя и безразличной не оставил никто. Альтия нравилась мне своей смелостью и упорством вдали от дома, в новых, непривычных и сложных обстоятельствах, когда вся её прежняя жизнь разбилась на куски. Уинтроу вызывал искреннее сопереживание попытками освоиться среди чужих людей, под железным контролем тирана-отца, и не сломаться, не потерять самого себя. Малта меня бесила своим бесконечным упрямством и нежеланием хоть немного подумать головой и принять в расчёт хоть что-нибудь, кроме себя любимой и своих прихотей. Кайл ужасно злил тупой убеждённостью, что он в этом мире самый умный, лучше всех знает, как другие люди должны устроить свою жизнь, и имеет полное право распоряжаться женой и детьми как вещами. Кеннит озадачивал и даже кое-где восхищал своим умением притвориться, подстроиться и ловко использовать чувства других людей для своей выгоды. Кефрия раздражала слепой преданностью мужу и пассивной ему покорностью. Роника вызывала уважение несгибаемой силой воли, позволяющей столько лет тащить на себе семейные дела. Но чувства эти были непостоянны, как и сами персонажи. Они меняются, делают глупости и совершают ошибки, теряют свой путь и снова его находят, их поступки приводят порой к самым роковым последствиям. Они живые, неоднозначные, потому и интересные. Их дороги сходятся вместе, сюжетные ветки пересекаются, конфликты обостряются, и правда хочется бросить всё и сразу же хвататься за «Безумный корабль», чтобы скорее узнать, что там дальше.

    Я снова в бесконечной любви к Робин Хобб. Очень рада, что спустя целый год снова вернулась к ней и познакомилась с новыми гранями её удивительного мира.

    12
    441