Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Thousand Autumns of Jacob De Zoet

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2022 г.

    Оргия литераторов, на которой мне не место

    Я прочитала эту книгу, когда Лайвлибушка был скорее мёртв, чем жив, и Лента не работала. Я была даже рада, что напишу отзыв, но никто из моих друзей его не увидит – никто не узнает, что я ругаю выдающегося Дэвида Митчелла)) Но отзыв написать я тогда не успела) Хотя не то чтоб я прям ругаю Дэвида Митчелла, я всё-таки признаю его выдающимся. Однако скрепя сердце вынуждена признать, что книга не доставила мне большого удовольствия. Потому что я вижу в ней литературу ради литературы, а не литературу ради читателя.

    Это как если бы вы пришли на оргию и где-то в середине обнаружили бы себя сидящим на табуреточке в уголке. Сидеть вполне удобно и на оргию смотреть приятно, но вы ведь здесь не за этим, правда? Вот так и Дэвид Митчелл. Он написал очень самобытную книгу, но меня как читателя она словно всё время игнорировала. Она ко мне не обращалась. Она – вещь в себе, созданная для того, чтобы занять достойное место в рядах современной классики, но не в душах современников.

    Место действия – голландская фактория в Японии, конец XVIII века. Голландец Якоб де Зут борется с несправедливостью, жестокостью, продажностью дельцов, с религиозными фанатиками и с собственными сексуальными позывами. Сюжет тягучий, медленный, переполненный диалогами и монологами, но довольно разнообразный. Атмосфера, соглашусь, аутентичная.

    Многие говорят об историзме книги, но мне она показалась скорее театральной. Фактория здесь словно декорация на сцене. Дунь – и она свалится. Собственно, она несколько раз горит, и подвергается нападениям, и словно разлетается по ветру сломанным карточным домиком. Она как картонная. Может, это метафора. А может, концепция. Но есть в этом что-то искусственное.

    Герои, коих огромное множество, попеременно выходят на сюжетную сцену, рассказывают свою историю и скрываются за кулисами – они тут чтобы показать мастерство автора в создании характеров, а не для того, чтобы двигать или обогащать сюжет. Это кордебалет авторского таланта. Это здорово выглядит и, правда, впечатляет. Но это опять нечто искусственное. Ради литературы, не ради читателя.

    Но есть тут и совершенно шедевральный художественный приём – это периодическое построение прозаических отрывков в концепции хайку, где трёхстишье превращается в трёхазбацье (?) с ударным коротким третьим абзацем. Вот это просто восхитительно! Японская лирика в британской прозе! Аж мурашки по коже) Из-за этого я почти готова простить Дэвиду Митчеллу его писательское самолюбование. Почти. Попробую почитать «Облачный атлас» – вдруг всё-таки слюбится)

    40
    1,2K