Рецензия на книгу
10 Minutes 38 Seconds in this Strange World
Elif Shafak
Аноним27 июня 2022 г.Про людей и нелюдей
Автор, кажется, собрал под одной обложкой все "модные" образы: девушки лёгкого поведения, трансвеститы, геи, насилие, детские травмы и прочее прочее. Весь набор для спекуляции на чувстве сострадания и все шансы скатиться в мелодраму. Ну вот буквально все ингредиенты для того, чтобы роман мог стать горьковским "На дне", только под восточным соусом. Но этого не случилось! Удивительная книга, от которой сложно было оторваться.
Текила Лейла-проститутка, найденная убитой в мусорном баке. История её жизни-призма турецкого общества второй половины двадцатого века. Здесь идёт постоянная борьба за ценности и будущее: революционеры, националисты, традиционалисты и сторонники вестернизации, готовые кому угодно глотку перегрызть за свои убеждения.
Лейла выросла в семье, где отмечались только религиозные и национальные праздники, в атмосфере лжи и лицемерия. Её отец, решивший, что все беды ниспосланы ему Аллахом за неправедную жизнь, буквально делает из своего дома клетку, где нет места ничему, кроме покаяния и страха.
Религиозное воспитание-сложный вопрос. Но в чем я точно убеждена, так в том, что вера не должна вколачиваться палками. Родители, которые расскажут ребёнку, что Бог-это любовь, милосердие, сострадание имеют больше шансов посеять в юной душе искреннюю веру. Те же, кто настаивает, что Бог-полицейский, ждущий любого промаха, чтобы наказать, по большей части обрекают своё чадо либо воспротивиться. Либо, наоборот, превращают ребёнка в ограниченного агрессивного фанатика. В голове Лейлы никак не укладывалось, почему взрослые твердят о благочестии, а ведут себя как скоты. А попытки поговорить заводят в ещё больший тупик.
Увидев на улице езида попавшего в передрягу, Лейла предлагает матери помочь ему
- Зачем? Езиды гадкие.
- Откуда ты знаешь?
- Откуда я знаю-что?
- Что они гадкие?
Мама потянула её за- Потому что они поклоняются Сатане.
- С чего ты взяла?
- Все это знают. Они прокляты.
- Кто их проклял?
- Бог, Лейла.
- Но разве не Бог их создал?
- Разумеется, Он.
- Он создал их езидами, а потом разозлился, что они езиды...Ерунда какая-то!
- Хватит! Идём.
Ей не на что и не на кого опереться.
Она не желала иметь ничего общего с Богом, который изобрёл столько способов судить и наказывать людей, однако не сделал почти ничего, чтобы защитить их, когда они в том нуждаются.И дом тоже оказался не безопасным местом. В жизни девочки проходят события, которые заставляют её принять решение сбежать в Стамбул. Так, опозорив семью, которая очень скоро от неё отвернулась, Лейла стала столичной секс-работницей.
Всё было в её короткой, но яркой жизни:боль, потери, любовь, дружба. Особенно дружба. То, за что она была бесконечно благодарна этому городу-за людей, которые станут родными, пусть и не по крови. Эта разношерстная компания-кладезь для психотерапевта. Но они такие не для того, чтобы вышибить из читателя слезу или устроить ему тест на нетерпимость. Я бы сказала, что они здесь в качестве примера, что можно не оскотиниться, не завраться, не осуждать, быть по-настоящему кому-то преданным. В отличие от чистеньких и воспитанных "хороших" людей, которые под маской своей хорошести скрывают уродливые души, герои Шафак не претендуют казаться лучше, они живут как умеют, но не теряют человечности. Если кто-то подумал, что это камни в огород мусульман и вообще верующих-нет, вовсе не так. Да, один из героев считает, что религия - разновидность коммерции и власти. Но другой - что без Бога тяжело, и жалеет тех, кто лишён этого чувства. Насколько я поняла мысль автора- вообще не важно кто ты:араб, турок, курд, серб, мужчина, женщина, христианин, буддист, певец, шлюха или врач... Всегда нужно оставаться человеком.
Я до дрожи боюсь радикалов всех направлений, будь то религиозные фанатики, ультраправые или футбольные болельщики. Никто меня не переубедит, что это не больные люди.
Приведу пример того, как писательница описывает истоки национализма. Табличку с названием улицы, где жила Лейла сорвало ветром и кто-то в шутку подрисовал буквы. Так вместо улицы "Кафтан" появилась "Кафка".
Спустя месяц одна утранационалистиская газета напечатала статью о тайном иностранном влиянии в Стамбуле, где утверждалось, что новое название улицы, явно указывающее на связь с еврейским писателем, - часть зловещего плана уничтожения местной мусульманский культуры.И знаете, хотела бы я, что эти идиоты существовали только на страницах книг, но к моему огромному сожалению, их пруд пруди в реальной жизни. Идиотами я называю тех, кто воинственен и убеждён "есть моё мнение и неправильное", а не согласным- вилку в глаз. Ну, кстати, и убийцами Лейлы тоже оказались те, кто считает, что имеют полное право, что они знают как надо очистить общество. Тьфу, тошнит!
Два метра под землёй-финал каждой без исключения жизни. И напоминание нам о том, что это крошечный промежуток времени и стоит думать как им распорядиться.
Баллы снимаю за развязку романа. Как будто автор опомнилась и решила быстренько, на адреналине, закрутить финал как в остросюжетных триллерах. Хотя по настроению книга совершенно на другой волне. Но в целом, обратить внимание на неё стоит.
31490