Рецензия на книгу
Мы, боги. Волшебный остров
Бернар Вербер
Аноним20 июня 2022 г.«Я на полставки, я кандидат небесных наук»
В этой истории я столкнулась с очень странным миром, где мне и главному герою Мишелю осталось только принять правила игры. Герой, к слову, умер и уже успел побывать ангелом. Теперь же у него задачка посерьёзнее: стать богом, и ради этой цели его отправляют в школу богов. Кто отправляет? Почему именно его и ещё сотню человек вместе с ним? Кто жестоко убивает других учеников, кто уцелеет до выпускного экзамена и кому выпадет честь стать настоящим богом? На эти и другие вопросы читатель должен получить ответ (спойлер: не получит).
Начало у книги… странное. По-другому не скажешь. Настолько странное, что я уже помянула лихом Пелевина и успела расстроиться. Как оказалось, преждевременно: это не второй Пелевин, это первый Вербер. Хорошо это или плохо - зависит от вкуса читателя. По мне, у автора слишком сухой стиль повествования. Он как-то умудрился сделать творящийся в книге сюрреализм лишенным эмоций. Мне не хватило чувств, живости, разнообразия, человеческих взаимоотношений — да, речь в книге идёт о богах, но это и выделяло тех же мифических древних олимпийцев: их схожесть с людьми. Здесь же такое чувство, что герою абсолютно плевать, когда его обвиняют в убийстве и никто из одноклассников за него не заступается. А перед этим идёт эпизод, в котором Мишель бросает друзей на произвол судьбы перед потенциальной встречей с чудовищем… Ну такое. Понимаю, конечно, что он уже сталкивался с чудовищем и еле ноги унёс, но мог бы и побольше рефлексии проявить, оставляя друзей без поддержки. Да и в целом герой не вызывает восторга. Из-за этого не могу не упомянуть маленький минус из личной вкусовщины: я крайне редко воспринимаю книгу с повествованием от первого лица. Чаще всего это вылизывается в «я сказал, я сел, я сделал». Здесь бесячесть этого «я» лично для меня не так заметна, но все же присутствует, как раз из-за невнятного характера Мишеля.
И к слову о друзьях героя, среди которых затесалась Мэрилин Монро (да-да, та самая): поражает, как вольно автор обращается с реально существовавшими людьми. Руки ему развязывает то, что сюжет разворачивается в посмертии, соответственно, в книгу можно запихнуть кучу исторических личностей: Жюль Верн, Клод Моне, Мата Хари…
В сюжет вписана интересная задумка с богами-учениками, которые создают собственные народы и развивают их. Но, как правильно подметил главный герой, не существует ста разных способов заставить народ развиваться. Из-за этого наблюдать за некоторыми народами и выдумками богов-учеников скучновато.
Возможно, ситуацию накалило бы и сделало интереснее уменьшение количества героев. Их слишком много, многие из них умирают слишком быстро - им даже не сочувствуешь. И да, я надеялась, что в финале мы хотя бы узнаем, кто же убивал богов. Но увы, финал оставляет больше вопросов, чем ответов.
Периодически автор делает ляпы в греческой мифологии — или же нарочно меняет ее на свой вкус. Так Дионис у него поначалу упоминается как «бог праздников» (крайне сомнительные представления о вакханалиях) — правда потом всё-таки описывается более подробно. Прометей причисляется к богам (он же титан…), как, впрочем, и Сизиф (грешник, которого боги с удовольствием засунули в аид, ага).
При этом в книге есть замечательные цитаты «на подумать», интересные идеи — в основном, цитирования легенд и философов прошлого. Сама идея винегрета из мифологии разных стран, философии и культурных отсылок - это интересно. Неплохая книга, но, увы, не мой сорт травы за счёт героев и сюжета.252,4K