Рецензия на книгу
Четыре после полуночи
Стивен Кинг
PrekrasnayaNeznakomka18 июня 2022 г.Никогда не запугивайте детей. Вы добьётесь послушания, прилежания, дисциплины, вы даже сделаете их успешными, но заложите в сознание (и подсознание) мину замедленного действия. И однажды она взорвётся. «Лангольеры» и «Библиотечная полиция» при всём различии сюжетов именно об этом. По существу эти повести даже можно считать притчами: Крейг поддался своему страху, и страх его сломал, Сэм взглянул страху в лицо и вышел победителем. Вот только ложка сурового реализма: повторить такое может не каждый, ибо внушаемые ужасы иррациональны. Остаётся либо долго прорабатывать травмы детства у психолога, либо топить их в алкоголе, постепенно разрушая свою жизнь.
Тему воспитания поднимает и «Солнечный пёс» (В другом переводе «Несущий смерть»). Самое интересное в нём не зверюга – собака как собака, правда, злобная и из другого мира. Не главный антагонист – он даже не зол, просто привык всё измерять деньгами, за что и наказан. И не выбор пятнадцатилетнего Кевина – он прост: или ты, или тебя. Интересней всего было читать про отца главного героя. Деловой, респектабельный и весь такой правильный человек сумел поверить сыну, хотя история на первый взгляд казалась совершенно дикой, попытался помочь по мере сил, не побоялся признаться в ошибке, совершённой в далёком прошлом. Кстати, именно этот герой приоткрыл Кевину «страшную» тайну: во взрослом мире принято не сознаваться в своих грехах, пока о них никто не спрашивает. Цинично, но факт. Впрочем, перестаёт ли грех от этого быть грехом?
Тему греха раскрывает "Секретное окно, секретный сад" («Потаённое окно, потаённый сад»). Преуспевающему писателю Мортону Рейни угрожает опасный безумец. А далее разворачивается детективная интрига: читателю предлагают выяснить, виновен главный герой или нет. Постепенно жалеть Мортона получается всё меньше, а финал и вовсе ничего не оставляет от этого чувства. Когда-то давно этот человек совершил грех. Не такой, за который можно ответить перед уголовным кодексом. Просто подлость. Никто не спросил о ней, да и некому: единственный, кто мог бы догадаться, бесследно сгинул во Вьетнаме. Но дело сделано. И через годы за него приходится расплачиваться. А что к этому подтолкнуло – подсознание или призрак из прошлого – не так уж и важно.
Если отбросить морализаторство, то с чисто художественной точки зрения мне больше всего понравилось "Секретное окно, секретный сад" - за непредсказуемость. Затем «Библиотечная полиция», которая по форме ужастик, а по сути драма. (Кстати, я так и не поняла, зачем выдумывать про библиотечную полицию. Хочешь, чтобы книги сдавались вовремя, скажи честно: любишь читать не только ты, другим тоже хочется.) Далее идёт «Солнечный пёс», где с одной стороны за героя страшно, а с другой не покидает надежда на благополучный исход. А после - «Лангольеры», где куча профессионалов и выдающихся людей, и даже маленькая слепая девочка рассуждает так, как побывавший во многих переделках циничный взрослый.20309