Рецензия на книгу
У рояля
Жан Эшноз
Аноним18 июня 2022 г.Про рояли тут не так уж много
Думаю, каждый хоть раз в жизни задумывался над тем, что же ждет нас после смерти. Жан Эшноз предлагает свою вариацию на эту тему.
Главный герой, пианист Макс, достаточно знаменитый и успешный – дает концерты, записывает альбомы и подписывает свои диски, но бесконечно несчастливый. Как мне показалось, вся его жизнь состоит из походов по ресторанам и кафе, алкоголя, рояля и воспоминаниях о возлюбленной Розе. История с Розой до ужаса банальная и абсурдная – он наблюдал за ней в кафе, боясь подойди, а после ее отъезда узнал, что она оказывается была в него влюблена, но тоже боялась сделать первый шаг.
Создается впечатление, что Макс грезит своей возлюбленной только из-за того, что упустил тридцать лет назад свой шанс – они ничего не знали друг о друге, неизвестно как сложились бы их отношения, если бы они хоть один раз нормально поговорили. Второе увлечение Макса – девушка, которую он часто видит недалеко от дома – тоже заканчивается ничем. У нее есть муж и дети.
Из всего этого складывается образ человека-неудачника – пианиста, который боится выступать трезвым и его насильно перед концертами удерживают от выпивки, одинокого мужчины, живущего со своей сестрой. И жизнь его обрывается так же нелепо – от ножа грабителя.
Книга структурно разделена на три части: первая часть – это обычная жизнь, вторая – пребывание в Специализированном Ориентационном Центре, таком себе варианте чистилища, и третья – сама загробная жизнь, которая вроде не совсем соотносится с нашими представлении о Рае и Аде, но на самом деле именно ими и являются.
Относительно моих ожиданий: я думала, что описание загробной жизни займет большую часть книги, но на самом деле ей отведена только одна и не сама объемная часть.
В Центре Максу рассказывают про существование Парка и Города.
Вас определят либо в одно, либо в другое место. Еще раз советую вам не волноваться. Решение относительно вас не может быть ни плохим, ни хорошим. Оба варианта имеют свои хорошие и свои плохие стороны.По третьей части становится понятно, что все же в Парке было бы жить поприятнее, но, как говорится, везде есть нюансы. Максу скорее не повезло и он попал в Город. Его возвращают обратно в родной Париж, но немного корректируют внешность, из-за чего его нельзя узнать.
Здесь у меня возникло сразу два вопроса, на которые я не получила ответов. Во-первых, по поводу посмертных увечий. У Макса после смерти остается рана на шее от удара ножа – в центре очень талантливые хирурги эту проблему решают, но что делают с более тяжелыми случаями? Макс ходит на обед в Центре и видит в столовой людей, с серьезными ранами, которые похоже не смогли полностью устранить, но как быть с теми, кто, например, сгорел в пожаре? Погиб от взрыва мины?
И второй вопрос относительно людей, которых возвращают. Если такие законы мироздания, планета должна уже должна быть перенаселена! Как здесь решили вопрос?
Я ожидала чего-то необычного, ужасного или волнующего, но загробная жизнь Макса не особо-то и отличается от предыдущей. Да, он не может совсем пить, не может видеться с сестрой, не особо доволен своим положением. Ему запретили играть на рояле, но я не видела особой его любви к музыке. Скорее, это была работа, которую нужно было делать.
Макс так же не забывает о Розе, хоть и закручивает новый роман, снова ходит по ресторанам и бесцельно живет. Единственное, что у него отбирают в самом конце книги буквально на последней странице – это надежду на воссоединение с возлюбленной. В этом по суди и заключается его ад – словно со стороны наблюдать за жизнью, которая у него была и могла быть, но не в силах теперь ничего изменить.
Почему же Макса определили в городскую зону вместо парка? Еще в Центре он размышлял над тем, что особо не грешил и поэтому ему нечего искуплять. Я же вижу его самый большой грех в том, что он свою мирскую жизнь прожил так бездарно и пусто.
Язык романа простой и незамысловатый, я ждала чего-то более яркого. Героям сложно сопереживать, они слишком блеклые. Единственный герой, который хоть как-то зацепил, — это Берни, своего рода менеджер Макса при жизни, но, как я поняла, главной его задачей было сдерживать порывы пианиста напиться перед концертом. Берни показался мне интересным, искреннем и надеюсь, после смерти ему достанется домик в Парке рядом с деревьями папайи)).Содержит спойлеры989