Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июня 2022 г.

    Скучная интересная повесть

    Возможно я перерос этот текст - книга разочаровала. Предвкушая встречу с одним из самых знаменитых произведений Лермонтова, благополучно "забытых" со школьной скамьи, я включил аудиозапись, и довольно быстро понял, что это я слушать не хочу - скучно. Слишком неинтересный рассказчик. И этот камень не в сторону Максима Пинцера, озвучившего роман - он постарался сделать все очень хорошо. Голос приятный, интонации, акценты - всё аккуратно и на месте. А история скучная.

    Но опять же нет - история прекрасная своей трагичностью, герой очень интересен психологически. Любовные истории опять же, ревность, дуэль, горячие гордые горцы, философские размышления и претензия на общую психологичность - все необходимые компоненты для взрывной, интересной и глубокой истории. Но увы, ни глубины, ни интереса... - ничем Лермонтов не смог меня зацепить. Только идеей. И я даже начинаю представлять, как эта идея может развернуться. И опыт Толстого показывает, что кавказские истории могут быть чрезвычайно увлекательны - в памяти сразу возникает "Хаджи-Мурат", а опыт Стефана Цвейга показывает, что и трагические любовные истории могут завораживать - тут вспоминается "Письмо незнакомки"... Тут можно много привести примеров, но ничего не помогает.

    Скучно и монотонно. И даже смена рассказчика после первых двух повестей никак не меняет стиля изложения. Возникает такой шизофренический эффект: вот сначала рассказчик говорит о Печорине как о другом человеке, а вот стал вспоминать, как сам был Печориным. И никак не понять, взяв случайные куски из "Бэллы" и из "Фаталиста", что это "рассказывают" разные персонажи романа.

    И вот с трудом доковыляв до конца этой прекрасной задумки и потенциально интересной, но удивительно скучно написанной истории, я задумался: а за что так любят это произведение? Язык простой, сюжет развивается трудно, а описание вязко, и даже динамичные сцены тонут в каком-то болоте.

    Тут еще раз оговорюсь, что претензий к чтецу нет никаких - многие книги озвучены степенно и неторопливо. В таком изложении, конечно, довольно часто мысли в паузах убегают куда-то в другую степь, и сконцентрироваться помогает увеличение скорости воспроизведения. В художественных - до 1,3-1,6 (быстрее теряется удовольствие от книги), а в деловых - до 1,5-2,0 (быстрее перестаешь успевать перерабатывать и усваивать информацию). И, конечно, чем быстрее скорость воспроизведения - тем динамичнее становится произведение, быстрее захватывает и погружает в себя. Но тут - всё как-то по краю сознания. Все события понятны, что-то вспоминается со школьного подхода, но не погружает и не захватывает. А жаль...

    И если обычно я переслушиваю книгу сразу же по ее окончанию для лучшего понимания и осмысления, и делаю это даже с не очень удачными книгами, то тут никакого желания повторно слушать нет. Да и читать тоже. Впрочем, возможно, я несправедлив. Как-нибудь попробую еще раз.

    5
    98