Рецензия на книгу
Бог-Император Дюны
Фрэнк Герберт
Аноним16 июня 2022 г.Миф как книга. Книга как миф.
Было время, когда мне казалось, что это - самая слабая вещь из всего цикла "Дюна". Иногда возникало желание бросить ее недочитанной. Останавливали две вещи - во-первых, я ее читала "не вовремя" и, следовательно, сама виновата в том, что вынуждена как бы вернуться назад. А во-вторых, это все-таки СЕРЕДИНА цикла. И если после этой книги есть еще, значит, так и было задумано.
Но все равно долго книга у меня тянула на троечку. Слишком много (на мой взгляд) диалогов. Герои только и делают, что говорят. Лито и Хви. Лито и послы. Лито и Данкан. Лито и Минео. Лито и... делать ему больше было нечего? Описания действий ждала, как желанного отдыха от болтовни. Да, если посмотреть отвлеченным взглядом, становилось понятно, что там не просто болтовня "ни о чем", написанная, лишь бы набить определенное количество знаков. Там есть и обмен информацией, и изящный слог (местами напоминающий диалоги классиков), и даже глубокая мысль подавалась. Но все равно... порой бывало утомительно. Я добралась до середины книги прежде, чем начала видеть СЮЖЕТ.
И вот тут и таилось двойное дно. Ибо сюжетов на самом деле два, переплетающихся.
Сюжет первый - классическая "красавица и чудовище". Хви и Лито. Писать об этой линии не буду, поскольку так или иначе она в последнее время часто попадается на страницах ромфанта. Настолько часто, что уже скучновато читать очередной опус про тирана "Темного пластилина" и нежную юную кроткую героиню, которая его вначале боится до слез и истерики, но потом находит в нем что-то человеческое и... в общем, все счастливы.
Здесь похожее. Настолько похожее, что я до последнего думала, что так отзыв и назову - "Красавица и чудовище по версии Френка Херберта". И лишь в конце стало понятно, что параллельно движется другой сюжет.
Библейский.
Евангельский.
"Евангелие от Лито" - так можно было бы назвать этот второй сюжет.
Лито - БОГ-император. Так его называют. Но на самом деле он - не бог. Пока не бог. Он, скажем так, личинка бога. Для того, чтобы стать истинным богом, не на словах, а на деле, он должен был принести себя в жертву. Как Озирис позволил Сету себя убить. Как Один пронзил себя копьем. Как Христос подставил Иуде щеку и потом позволил себя прибить к кресту. И у Лито есть свой Иуда. Свой Сет. Свой Георгий для дракона. Герой бого- и драконоборец. Тот, кто ставит окончательную точку в перерождении.
Вот только вместо "настоящего" получается... Шаи-Хулуд.
Шайтан.
Что ж. Он хотел, как лучше. А получилось...И, как всегда в последнее время, несколько цитат. Все из диалогов.
"Слово может выдержать любое бремя, какое мы захотим"
"Укрощать - <...> означает приводить к упорядоченной модели, обеспечивающей выживание. Женщины научились этому в руках мужчин - теперь мужчины учатся этому в руках женщин"
"Богатство - это орудие свободы. Но погоня за богатством - это путь в рабство"
"Люди должны быть подготовлены для святых ... Иначе они становятся просто последователями, просителями, попрошайками, слабыми лизоблюдами, навсегда в тени святого. Людей это губит, ведь так воспитывается лишь слабость".
Содержит спойлеры10689