Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним15 июня 2022 г.Рефлексия взрослого человека на тему травмирующего детского воспоминания
История о сорокалетнем мужчине, вспоминающем своё детство. О мальчике, который столкнулся с недетскими вещами. О девочке, живущей с самым настоящим океаном на заднем дворе дома в конце улицы.
Эта история понравится тем, кому зашёл, например «Мост в Терабитию» или «Я сражаюсь с великанами».
Мне эта история показалась очень личной. Личной до какой-то внутренней неловкости и ужаса. Будто ты ворвался в чужую душу и там хозяйничаешь без спроса.
Мне показалось, что эта книга - рефлексия на тему детского воспоминания, которое отложилось несмотря на юный возраст и не давало взрослому человеку жить. Но не перманентно, а местами. Будто молния, оно озаряло его и сковывало ужасом.
Эта попытка взрослого человека справиться с защитным механизмом собственной детской психики, которая вначале исказила травмирующее воспоминание, делая его удобоваримым для осознания, а потом, во взрослом возрасте, когда в «магию» уже не веришь, напрочь заблокировало его.
Символизм в этой истории невероятный.
Семья Хэмпсток - три женщины: пожилая, взрослая и малышка - это аллюзия на скандинавских Норн или древнегреческих Мойр, которые прядут или шьют реальность и человеческие судьбы. Поэтому сцена, когда мальчику предлагают оставить себе «выкроенную» сцену его жизни себе или сжечь, пробирает до мурашек. Мальчик выбирает помнить. Потому что каждый момент его жизни делает его таким, какой он есть.
Вообще вся книга - множество психологических приемов, с помощью которых психологи предлагают людям справиться, принять и осознать произошедшее, обличённые в художественный текст с магией и монстрами из других миров.
Например, «мы так и не узнаём имя главного героя» как перенос своих воспоминаний на придуманного неизвестного человека, с целью посмотреть «кино», обособленное от собственных чувств.
Оправдание абъюза родителей в формулу «я сам виноват», «их заставили», «они были вынуждены» и способность ребёнка в конце противостоять отцу и высказать ему в лицо самое важное: «Ты чувствуешь себя сильнее, доводя до слез семилетнего ребёнка?». Не похоже на рассуждение малыша, верно? Будто бы это взрослый «мальчик» перестаёт оправдывать родителя и ставит правильные приоритеты.
Тема одиночества и воображаемых друзей. Лэтти Хэмпсток - типичный воображаемый друг. Сильный, смелый, с которого хочется взять пример. И который, выполнив свою функцию «уезжает жить в Австралию»/исчезает.
Символизм воды и памяти через всю историю. Океан, озеро, дождь, ванна и пр.
«Океан, который может поместиться в обычное ведро». Отличный приём, правда?
В целом у меня сложилось впечатление, что я побывала на приеме у психолога вместе с Нилом Гейманом.
Но то, как он связывает историю воедино, и внедряет магический реализм просто изумительно.
Восхищаюсь.
Безусловно, это только мое видение этой истории. Ее можно читать и не соотнося происходящие события с рефлексией. Можно читать просто наслаждаясь магией, вшитой в будни обычного небольшого городка, сражаться с монстрами, вместе с героем и слушать океан на заднем дворе)
Содержит спойлеры17462