Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Last Thing He Told Me

Laura Dave

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2022 г.

    «Не задавай вопрос, на который не хочешь знать ответа». (с)

    ⠀⠀⠀В чем секрет книги «Последнее, что он мне сказал», которую перевели на 40 языков и избрали книгой года, согласно Goodreads Choice Awards? Также советуют фанатам сериалов «Большая маленькая ложь», «Отыграть назад», «И повсюду тлели пожары». Я бы добавила еще «Семью по соседству» Салли Хэпворс и «Последняя миссис Пэрриш» Лив Константин. Семейные тайны, исчезновения, интрига — силы притяжения. Несмотря на интересную задумку и вкладываемый смысл, книга очень слабая в стиле и слоге. Нет ничего, что могло бы зацепить, кроме сюжета и задумки. Слишком пустой текст, в котором максимум можно найти смысл (и то не всегда). Но обо всем по порядку.Сюжет, задумка и персонажи:⠀⠀⠀Бывает, когда жизнь кажется идеальной — дом, работа, брак, семья. И даже небольшим проблемам не придаешь значения, ведь они не столь значительны. Ханна Холл именно так и жила, но ее жизнь начинает стремительно меняться после сообщений об обысках в фирме, где работал ее муж Оуэн Майклз, занимавший высокий пост. Оставив короткое послание «Защити ее», он исчезает. Ханне придется окунуться в мир лжи и иллюзий, где тайны способны навредить ей и дочери-подростку от первого брака мужа. От кого нужно защитить Бейли — от него самого или призраков прошлого, которые готовы ворваться и нарушить привычный ритм жизни? Ханна Холл начинает расследование, чтобы разобраться, где начинается и заканчивается ложь «идеального» мужа и отца.⠀⠀⠀Сюжетный прием, когда люди быстро сходятся, а потом всплывают тайны их прошлого/настоящего, — уже не нов. «Такое чувство, будто мы знакомы целую жизнь». Сколько раз мы встречали его в книгах и сериалах, но прием остается популярным и часто используемым в художественной литературе. То, как Лора Дейв реализовала его, выглядело прелюбопытно. Сюжет очень простой, но интерес сохранялся до самого конца, оставалась и интрига. Что же сделал Оуэн, почему он исчез и что за тайны могут навредить его семье? Авторка оставляла даже ложные намеки о роли Оуэна, и это подливало масло в огонь. Но они легко считывались, так как авторка будто не старалась их скрыть хоть как-то. Все было на поверхности. Детективная часть книги — крайне слабая. Все получалось так легко — практически не было трудностей. Но у сюжета есть динамика, что, конечно, радует. Однако концовка, пусть и такая болезненно романтичная (или трагичная?), оставляет важный вопрос: почему нет конкретики по поводу «Технолавки», что было дальше? Как будто эта история ушла на второй план, а ведь она разрушила все.⠀⠀⠀Семейные тайны, загадочное исчезновение, тайны прошлого — явные триггеры, которые привлекают читателя. Неудивительны сравнения с книгами «Большая маленькая ложь» и«И тлели пожары». Подойдет и «Исчезнувшая» (но более тяжелое по стилю). Только когда сравниваешь эту книгу с «Большой маленькой ложью», легко уловить явную слабость. Текст как будто пустой: не за что зацепиться. Да, часто встречается парцелляция, которая усиливает моменты, и можно сказать, что это отличительная черта стиля авторки. Но где все остальное? Нет никакого эмоционального контакта с читателем, текст не передает напряженность ситуации, детективную атмосферу. Философские размышления слишком выделяются на фоне всего текста — что-то о смысле жизни, а потом резко пустота. Текст привлекает только смыслом (и то, конкретно взаимоотношения между Бейли и Ханной). Остальное — пустая обертка, которая не несет в себе никакой художественной ценности. Читается легко — этого не отнять, но нет отличительных черт — стилистических приемов (кроме парцелляции) или фигур речи. Содержание преобладает над формой.⠀⠀⠀Персонажи получились картонными: ни Бейли, ни Ханне, ни кому-либо еще не хотелось сопереживать. Бейли, подросток, у которого пропал отец, могла бы растопить сердца читателей, но «психологический детектив» не раскрывал мотивы, стимулы и поведение героев. Бывали объяснения поступков, но к ним сложно применить слово «психологический». Слишком топорно, слишком пусто, слишком скучно — выбирайте свою фразу сами. А ведь книгу сравнивают с «Большой маленькой ложью», где это показано фантастически. Может, психологизм спасет? Были попытки психологизма у Ханны, когда она размышляла о муже: «Оуэн — не Оуэн. Он обманул меня в самых важных подробностях своей жизни. Как такое вообще возможно. Совершенно немыслимо». И такие вопросы постоянно. Тогда ответы, которые она давала самой себе, не помогали раскрыть ни ее, ни мужа. Попробуйте сравнить с психологизмом в «Незримой жизни Адди Ларю» Виктории Шваб, «Частном детективе Илье Мурове» Владимира Хачатурова, «Полуночной библиотеке» Мэтта Хейга или «Ребекке» Дафны дю Морье (специально подобрала книги с разной сложностью авторского стиля, чтобы понять, как можно обыграть внутренний мир героев, описать мотивы и стимулы. Да и атмосферы напряжения нет (снова проблема авторского стиля). А второстепенные персонажи (за исключением Грейди и Джейка) — фоновые, хотя, казалось бы, играют важную роль. Вот была Джул — много ли вы запомнили о ней? Или Карл с неоднозначной ситуацией в семье? Сколько всего можно было придумать, чтобы раскрыть их и сделать сюжет более насыщенным.⠀⠀⠀Явный плюс — взаимоотношения Бейли и Ханны. Шестнадцатилетний подросток, который сторонится новой жены отца, и Ханна, которая стремится сблизиться любыми способами. И желание Ханны подкрепляется ее собственным прошлым, где не было близких отношений с родителями. То, как она пытается улучшить их отношения, выглядит органично, интересно и так правильно. Она понимает проблемы в их отношениях. И она готова на все ради девочки, которая сторонится ее. Но события сближают Бейли и Ханну. «Она вовсе не плохой человек и не угроза моему браку. Она — хорошая девочка, попавшая в ненавистную ей ситуацию. И эта ситуация возникла из-за меня».⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): насыщенность; взаимоотношения Бейли и Ханны, их развитие и связь с прошлым Ханны (этот комплекс порождает смысл, который легко передается читателю); задумка; читается легко, даже слишком легко; интрига до самого конца.⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): не найдены.⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): авторский стиль, который порождает массу проблем: многое находится на поверхности, слабая детективная часть, пустой текст без художественной ценности, парцелляция, отсутствие атмосферы напряжения; главные герои, мотивы которые выглядит так: вот он сделал так, потому что у него случилось это (про эмоции, чувства сказано так мало, только действия и факты); второстепенные персонажи, которые могли бы сыграть интересную роль, но в итоге они легко забываются.Выводы:⠀⠀⠀Т ак или иначе у меня была надежда на книгу — маркетинг работает. Однако пустая обертка (форма) крайне разочаровывает. Нужен баланс формы и содержания, а тут даже формы нет. За что зацепиться? Что делает стиль Лоры Дейв уникальным? Где напряжение и нужная атмосфера? Это же «психологический детектив», если верить тегам на Litres. Где психологизм, который мог бы улучшить ситуацию? Так много вопросов и так мало ответов, увы. Возможно, экранизаций книги исправит многие моменты, ведь визуальная и письменная формы отличаются. Но реализация задумки неплохая, хоть она и кажется слишком тривиальной. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее нет, чем да.
    54
    1,4K