Рецензия на книгу
Доводы рассудка
Джейн Остен
Аноним7 июня 2022 г.Вот уж не думала, что когда-нибудь со страшной силой захочу почитать Джейн Остен. Конечно, от английской литературы 19 века меня не так сильно перекашивает, как от французской того же периода, но я прямо сказать не фанат и признаю только дедушку Диккенса. Но даже его я могу переваривать в количестве плюс минус одной книги в год. И все бы ничего, если бы подруга не уговорила меня устроить марафон экранизаций BBC. Что ж, сказала я, экранизации от ВВС добротные, а читать этих английских душнил я всё равно не собираюсь, так что давай поглядим, и просто прикоснемся к прекрасному и спокойному кинематографу с качественной матчастью. Так вот, дошли мы до Доводов Рассудка 1995 года выпуска. Самое первое, что понравилось и бросилось в глаза, это довольно "непричесанные" актёры. В хорошем смысле слова. В том смысле, что именно так по моему мнению и должен выглядеть человек прямиком из начала 19 века. Кривоватые без намёка на белоснежность зубы, морщины и самые обычные английские бледноватые веснушчатые человеческие лица. Не буду перечислять все остальные плюсы, суть в том, что экранизация мне настолько понравилась, что я в тот же вечер начала читать книгу с мыслями, почему бы было не сделать мини-сериал, наподобие Гордости и предубеждения, а не фильм всего лишь в час сорок. Короче говоря, мне не хватило. Но прочитав книгу, могу сказать, что час сорок это как раз то, что было нужно, чтоб никто не заскучал. Я впервые увидела фильм, который так точно следовал книге и от этого только выиграл. Моментов, которые не были упомянуты в произведении я заметила только два, что меня, как вредного человека, ненавидящего отступления от оригинала, безумно порадовало. Вобщем, одно то, что я схватила читать книгу сразу после просмотра, многое говорить о том, как сильно меня зацепила история, тк в 90% случаев, я никогда не читаю книгу, если видела по ней фильм, и не смотрю фильм, если читала книгу.
Если говорить о моих впечатлениях о книге, то небольшой объём был идеален. Не было ни грамма лишней воды, характеры выписаны отменно и самое главное, меня даже ничего не душило. История проста - молодая девушка из знатной семьи и молодой моряк, только начинающий свою карьеру, полюбили друг друга. Но здравый смысл говорил о том, что неразумно создавать семью, в которой муж был без средств, связей, с неопределенным будущим, да и вообще они знали друг друга всего несколько месяцев. Девушка, при всех своих сильных чувствах, это отлично понимала и под влиянием близких ей людей дала отворот поворот, что тем не менее на следующие несколько лет оставило её с разбитым сердцем. А молодой человек, который в течении последующих лет разбогател и сделал себе имя, остался в страшной обиде. Собственно, это и есть главный вопрос книги. Стоит ли полагаться на доводы разума, там где нужно было бы следовать доводам сердца. Хмм. В книге проговаривается множество различных вариантов того, как всё могло бы быть, если бы не то и если бы не это, так что хотя, как мы понимаем, и вряд ли это будет спойлером, что всё закончилось хорошо, и наши победили, однозначного ответа нет. Есть множество вариантов развития событий и счастливых случайностей. И моё глубокое убеждение всё же в том, что если бы они чисто случайно не встретили друг друга спустя восемь лет и снова не начали общаться, то со временем всё бы так или иначе утряслось. Но сейчас я смотрю с позиции девушки из 21 века, а не 19. Всё таки, я придерживаюсь мнения, что если никого не видеть, не иметь возможности выехать и общаться с очень узким кругом одних и тех же лиц, то ясен пень ты будешь сохнуть по тому самому одному единственному. А проверка чувств временем идёт тебе в зачёт, лишь при наличии некоторого количества других вариантов на горизонте, которые постоянно перед тобой маячат, иначе никакая это не проверка. У Энн был за восемь лет всего один вариант, а второй появился, когда уже опять появился тот самый. Как по мне это не считается. Но опять же все люди разные, да и время другое.
Ещё один поднятый важный вопрос - можешь ли ты, испытывая к человеку чувства, судить о нём здраво. Мы читаем, что Энн хватило тех самых нескольких месяцев знакомства, чтобы составить точный характер своего избранника и не ошибиться. Нужно ли, находясь во власти чувств, принимать во внимание совет близкого друга? Виднее ли со стороны? Или розовые очки не всегда исключают возможности включить мозги, а потому именно тебе и виднее? Или слова друга могут отрезвить, как пощёчина, и помогут не совершить ошибку?
Сказать, что мне очень понравилась главная героиня Энн, это ничего не сказать. Мне не показалось, что у неё слабый характер, что она излишне тихая и смиренная или что-то в этом роде. Да, её отказ любимому человеку можно списать на малодушие, но, как мне кажется, каждый из нас в той или иной степени страдает этим пороком. Другое дело, что далеко не каждый способен потом провести такую внутреннюю работу над собой, какую провела Энн. Собственно, ещё один момент, который сразу влюбил меня в Джейн Остен, как в автора, это её персонажи, которые снаружи спокойны, рассудительны, не особо эмоциональны и вроде как способны на своих плечах тащить много чего и много кого, так что окружающие склонны считать, что раз они спокойны, как слоны, не склонны к истерикам и держат себя в руках, то так и должно быть, мол, это их естественное состояние. Нифига подобного. Такой человек может оказаться внутри ещё хрупче тех, кого постоянно бьют эмоции. Так что контраст спокойной, но глубокой Энн и её фонтанирующей эмоциями, но поверхностной сестры Мэри тоже был прекрасен. Рациональный склад ума и характера не исключает глубоких чувств. Тут кстати, стоит упомянуть о том, от чего меня периодически перекашивало, то есть от того, что у девушки элементарно не было своего угла, чтобы посидеть подумать, да или хотя бы спрятать своё взбудораженое эмоциональное состояние, если ты хочешь, чтобы это кто-то видел. Это ж капец! При наличии своей комнаты, ты в неё ходишь только ночью поспать, а всё остальное время торчишь со всему либо в гостинной, либо ещё где-то. В такие моменты я начинаю понимать, почему постоянно кто-то притворялся больным и падал в обморок - чтоб хоть как-то полежать одному и хотя бы никуда не таскаться со всей остальной толпой. Хотя если ты болен то тебя тоже будут все доставать, что это с тобой такое. Вобщем, с оговоркой на время действия, это был прекрасный роман, который меня не напрягал и не душил, и я бы даже перечитала его спустя какое то время. Так что спасибо ВВС. Возможно, ещё какая-то экранизация меня зацепит, и я почитаю что-то ещё из английской литературы 19 века, хотя меня и до невозможности бесят все эти страдающие фигнёй аристократы и это кастовое английское общество.
421,7K