Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Культ

Константин Образцов

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июня 2022 г.

    Зло - константа бытия

    Для меня из всего цикла "Красных цепей" именно "Культ" оказался лучшим романом.

    От предыдущих двух он заметно отличается, причём не только переносом действия из Петербурга в выдуманный Северосумск, не только сменой преимущественной цветовой гаммы с желтоватой на серую и белую. Изменилось настроение всего повествования, от которого веет тягучей меланхолией и водорослями, а ещё - какой-то локальностью, местечковостью. События становятся менее глобальными и более личными для каждого вовлечённого персонажа.

    Язык Образцова к третьему тому стал ещё лучше, хотя, казалось бы, он и в первом был прекрасен. Автор снизил градус рейтинговых описаний и сосредоточился на атмосфере, ИМХО, роману это пошло на пользу - буквально погружаешься в происходящее, в холодное Северное море и в бесконечные сугробы. Исчезли и смущавшие меня вставки от первого лица, и пересказ одних и тех же событий от разных персонажей. Стилистически роман близок к совершенству, читается на одном дыхании, нигде ничего не мешает, не провисает, не вводит читателя в томное бессмысленное ожидание.

    Жанрово в романе сочетаются и политический детектив, где выходцы из девяностых, осевшие во власти и крупном бизнесе, делят друг с другом сферы влияния с разной степенью успеха, используя для этого откровенные подтасовки фактов, и мистический триллер. Несколько этих веток сначала не слишком-то связаны между собой, о чём даже прямо рассуждает Инквизитор, у которого тоже не складывается в одно целое

    подложное капище и настоящие боги,

    но потом всё это медленно завязывается в один узел.

    С первого взгляда история может показаться банальной: вот откопали какое-то капище, вот в него залезли не в меру любопытные подростки, вот они кого-то пробудили, вот город погружается в пучину хаоса и зверств, потому что люди начинают массово сходить с ума. Сбоку ещё какие-то разборки между губернатором и мэром, карманный духовный лидер, который устраивает провокации, и подростковые склоки в чудесном школьном коллективе.
    Но если вчитаться чуть-чуть внимательнее, можно обнаружить одну интересную вещь, которую очень редко используют в мистическом жанре: проблема не в капище, не в древних духах, не в потусторонних силах. Проблема - в людях. Во взрослых, которые решают свои проблемы так, что делают только хуже, в детях, на которых плевать их родителям, и в извечном человеческом желании сделать соседу плохо, а себе - хорошо.
    Потому что на самом деле

    капище-то липовое, быстренько сляпанное с целью отхватить кусок земли у бизнесмена из-под стройки, и оно не имеет никакого значения. Значение имеет только то, что ищущие приключений в него сами пришли и сами решили сыграть в ритуал. И ритуал, и молитвы, и идолы, и маски - это тоже всё неважно, потому что единственное, что имеет значение - желание верить. Вся мишура - для людей, а не для богов.

    Если вторая книга показалась мне осторожным намёком на то, что человек сам стремится ко злу без всяких усилий со стороны дьявола, то тут эта идея, ИМХО, выросла, окрепла и охватила весь роман. В некотором роде, "Культ" - это опять про становление тоталитарной секты и превращение совершенно случайных людей в истовых адептов. Игравшие в собственные фантазии подростки сначала просто получили дозу удовольствия от общности интересов и исполнение простых желаний, затем решили воспользоваться моментом, пожелав побольше и посложнее, а затем возможности вырваться из секты уже как-то особо не предполагается, потому что за "просто желаниями" тянется подавление воли, запугивание и настоящие преступления, избежать наказания за которые можно только совершением новых.

    В романе по-прежнему нет ни хороших, ни плохих персонажей, все они - просто люди со своими скелетами в шкафах и своим представлением о прекрасном. Зачастую это представление вступает в конфликт с представлением окружающих: кто-то отчаянно ищет великую любовь и считает, что жена не стенка, подвинется, кто-то пытается забыть прошлое, кто-то наоборот - его вспомнить, и так далее.
    И весь этот клубок человеческих отношений с каждой главой выглядит всё более неприглядно. Прям как в жизни.

    Мистическая часть романа тоже выглядит приятно, в очередной раз не могу не отметить то, что Образцов очень хорошо знаком с первоисточниками. Его древние боги жестоки, коварны и ненасытны, его ритуалы - не парочка красивых свечей "как на картинках в Pinterest", жертвоприношения предполагают настоящие убийства, его ведьмы - не "просто запутавшиеся" красотки из диснеевских фильмов, а сознательно выбравшие свой путь и инструменты женщины.

    Великая Мать, вокруг которой и завязался внезапный культ, одно из самых древних известных божеств, и её особенностью является то, что она и порождает, и пожирает порождённое собой, как море и как земля, причём берёт она всегда больше, чем даёт. Что, собственно, и можно видеть в истории шамана, судьба которого оказалась незамысловатой - утопиться.

    В романе есть места, которые не дают прямого ответа: например, я так и не постигла,

    почему мёртвые ведьмы настойчиво требовали у Инквизитора убить Карину, хотя вроде как сестринство их как раз и построено на том, что они должны были хотеть оставить в живых хоть кого-то, и кем была загадочная старушка из дома престарелых, сумевшая рассказать Карине про маленьких зверят, про тёмную богиню из моря и про ценность любви.
    Отдельно интересным фактом нахожу то, что, по сути, именно любовь и стала опорой для Карины и для Инквизитора, полностью укладываясь в религиозный концепт о том, что Бог - есть любовь, и любящий познает Бога и стремится к Богу (тм). Не исключено, конечно, что я вижу глубокий смысл там, где его нет, но думать о таком подтексте лично мне приятно. Для меня это объясняет и то, что Инквизитор в самом деле имел какую-то великую цель, и что Карина не умерла не потому, что ей повезло, а потому, что у неё есть шанс вернуться к "нормальной" жизни.

    Впрочем, почему бы нет. На удивление, возможность додумать часть самостоятельно не раздражает, хотя обычно я такой подход со стороны авторов не люблю.

    В принципе, "Культ" можно читать даже отдельно от "Молота ведьм", несмотря на большое количество спойлеров, третий том по своему сюжету - абсолютно самостоятельное произведение. И, ИМХО, за счёт некоторого смягчения уровня жестоких подробностей, гипотетически он может зайти большему количеству читателей.

    Спасибо автору за этот захватывающий опыт. Весь цикл "Красных цепей" - один из лучших образцов мистической современной прозы, которую я читала, а русскоязычный - так точно лучший. Со временем обязательно попробую другие произведения Образцова.

    5
    311