Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Blod på snø

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2022 г.

    Странное дело: «детектив» вроде есть, но его как бы нет

    Всё началось с запутанности. Знаете, равносильно тому, что вы на кухне перепутали банки с крупой: хотели взять гречку, а в кастрюле почему-то плавает рис. И вот вы смотрите на него, и вроде рады, потому что на самом деле рис любите больше, а вроде и нет, потому что в этот раз хотели сварить всё-таки гречку. Вот так же и я — хотела почитать детектив у одного из самых популярных авторов для первого с ним знакомства, а по факту получила триллер с налётом психологичной философии. Это меня не очень расстроило, так как детективы читать я не особо люблю, но всё же подпортило впечатление — потому что я получила не то, что ожидала. Не стоит путать банки с крупой.

    Оставляя гастрономические метафоры, хочется перейти к самому произведению. Оно короткое, мрачноватое, лёгкое для чтения (в моём случае — прослушивания), но тяжеловатое для последующего пропускания через себя. Я будто чувствовала небольшой вес, лежащий на моих плечах, пока слушала эту книгу: особых неудобств он не доставлял, но всё же был ощутимым. Наверное, это произошло из-за главного героя — он был каким-то странным, похожим на ужасного тугодума-тюфяка. Возможно, такое его восприятие произошло из-за чтеца аудиокниги, потому что Улафа интонациями своего голоса он передал именно так. Кстати, одна из причин, почему я не очень люблю аудиокниги — чтец надевает на того или иного героя своё собственное видение, которое может отличаться у него и у тебя, если бы ты сам читал книгу, а не слушал её в чужом исполнении. Так вот, слушая мысли Улафа, я частенько ловила себя на том, что ощущаю дискомфорт, плавно переходящий в некий диссонанс. У вас в героях есть туповатый, но в то же время с мягким характером киллер, пространные рассуждения которого уводят в очень глубокие дебри психологии и философии поступков людей, да и всего окружающего тоже. Как-то вообще не сочетается. Поэтому, читай я эту книгу сама, я бы не относилась к Улафу, как к киллеру-олигофрену, а воспринимала бы его просто как человека, с нарушениями в овладении письменной речью и счётом. Он бы не был для меня каким-то умственно отсталым, каким я его по факту и видела на протяжении всей книги. Из-за моего ошибочного видения соответственно пострадало и восприятие персонажа: я всю книгу относилась к нему, как к человеку, болезнью и мягким характером которого пользуются все, кому не лень. Но это тоже оказалось не так — ещё одни перепутанные баночки с крупой на кухне.

    Помимо Улафа в книге есть ещё ряд персонажей, но все они изображены поверхностно — как будто автор рисовал лёгкие, едва отпечатывающиеся на бумаге, наброски героев, изображая лишь их силуэты, а чёткие черты, наполняющие их глубиной, отличительными особенностями, приберёг до лучших времён. Было ощущение, что он просто тренировался на героях, собирая макеты персонажей, чтобы лучше проработать их в своих других произведениях. Не знаю, возможно я ошибаюсь — это покажет дальнейшее чтение работ автора, что я непременно сделаю в обозримом будущем.

    В целом, для знакомства с Ю Несбё — неплохая книга, только не берите её аудио-формат, а то можете обмануться точно так же, как и я.

    2
    240