Рецензия на книгу
Judas
Amos Oz
OliaSvet5 июня 2022 г."Я любил Его как Бога. И, в сущности, любил Его намного больше, чем любил Бога".
Роман еврейского писателя Амоса Оза получился очень странным на первый взгляд. Здесь три сюжетные линии, которые сплетаются воедино и обретают философский смысл.
Первая линия - политическая история Израиля: еврейско-арабские войны, убийства, множество кварталов, разделяющих Иерусалим, (и это деление является принципиальным в смысловом отношении). Люди разных убеждений и религиозных взглядов пытаются создать государство, привести его к независимости, величию, силе. Иерусалим здесь выступает безмолвным героем, у него - своё застывшее время, это и живой, и мёртвый город одновременно.
Вторая сюжетная линия знакомит читателя со студентом философии и теологии, социалистом Шмуэлем Ашем, который бросил университет из-за банкротства родителей. Он пишет исследование о восприятии Иисуса евреями и вскоре создаст Евангелие от Иуды. Шмуэль находит объявление о странной работе и оказывается в ещё более странном доме, где должен спорить со старым человеком Гершомом Валдом по самым разным вопросам, политическим и религиозным в частности. Помимо этого, в доме живёт женщина невероятной красоты. И здесь история приобретает детективный сюжет. Параллельно с тем, как читатель узнаёт всё больше о личности Шмуэля, разворачивается его расследование о людях, с которыми он делит дом в переулке Раввина Эльбаза в квартале Шаарей Хесед. Как эта женщина связана с политикой Израиля? Кем ей приходится немощный старик? Что заставляет их оставаться в этом одиноком доме? Как не влюбится в эту женщину, если ты уже в неё влюблён?
Третья сюжетная линия (моя любимая) рассказывает о любви Иисуса и Иуды. 47 глава, которая описывает Распятие от лица Иуды, покорила меня до глубины души. Помимо отрывков из романа Шмуэля Аша, здесь есть и пересказы основных положений работ философов и богословов о личности Иисуса Христа.
Конечно, в романе больше вопросов, чем ответов. Неизбежно обсуждается предательство и верность, искренность и порочность, смерть и жизнь, похожая на эту смерть. В сущности, это старомодный роман идей, которому добавляет остроты детективный, любовный сюжет. Основой всего - предательства, войны, жестокости, глупости, одиночества, ненависти - является любовь.
В романе Иисус предстаёт как первый мечталь. Иуда - как первый и единственный его последователь.
Шмуэль Аш убеждён, что "именно поцелуй Иуды Искариота, самый знаменитый поцелуй в истории, несомненно, вовсе не был поцелуем предателя".4373