Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2013 г.

    А вы больше любите, когда рецензия начинается с того, что не понравилось или с того, что понравилось читателю?
    Я, пожалуй, начну с того, что не понравилось.
    Во-первых, растянутость сюжета и самой книги. Мне только претит одна мысль о том, что динамика начинается где-то в середине романа, а описание бассейна и луга поглощают все мыслимые и немыслимые страницы дальше и дальше. Диалогов для меня крайне мало, и я с трудом улавливала кульминацию. Или же диалоги какие-то пустые и ничем не обременённые. Странице на сотой я стала откровенно засыпать. Потом стало лучше, но я уже понимала, что столько отзывов хвалебных, и как же можно не дочитать книгу только из-за того, что ты ещё не осознал, где кульминация, кто кому приходится и вообще зачем столько народу там. И все эти тягучие переливания о вазе, о письмах, об игре и постановках - нет, мне тяжело читать, когда нет динамики.
    Во-вторых, мне чего-то не хватало, и я не могла с этим разделаться, вот честно. Может один только тэг "война" меня снёс напрочь. Я явно от этого тэга ждала большего, но не дождалась. Равно с этим же для меня было катастрофически много героев, пусть и не главных. Я люблю, когда герои все нужны и все важны, а не просто лишнее упоминание о матери, о кузенах и друзьях задолго до того, как их роль будет важна в этом произведении.
    Что гениального в романе? Пожалуй, именно речевая композиция, и те же длительные описания просто блистали языком и прекрасным слогом (тут видимо спасибо переводчику). От хорошего и добротного языка в произведениях я просто тлею, так как это действительно редкость по нашим временам. А ещё удобно разделение книги на три составляющих, на три больших части, в каждой из которых мы можем увидеть ситуацию под разным углом и с разных временных отрезков жизни главных героев.
    Это очень печальная история, тянущаяся слово за словом, из страниц в главы, история грубейшего недопонимания, повлекшего серьёзные последствия. А ещё эта книга о том, что не надо совать нос не в своё дело. Как бы близок не был тебе этот человек, ты всё равно не должен делать этого без его личной просьбы о помощи. Иначе всё приобретает необратимые последствия, которые ты не можешь искупить ни в жизни, ни на бумаге. Жизнь всех главных героев оказалась разрушенной не из-за войны, а из-за детского непонимания и любознательности, если можно так выразиться. Знаете, так бывает, вроде ты и помочь то человеку не прочь, но одумайся, а действительно ли нужна твоя помощь, не будет ли она лишней, и бери тогда всю ответственность на себя! Возможно ли погубить жизнь близкого человека, будучи уверенным, что желаешь ему только добра? Да, можно.
    Мне куда ближе и понятней переживания уже зрелой Брайони, тут действительно задумываешься: "А могла ли она хоть как-то искупить вину за случившееся, за свои нелепые поступки, за свой эгоизм и за то, что разрушила жизни близких ей людей?".. Могла ли она искупить эту вину в жизни? Едва ли. Ведь то, что случилось, уже произошло, она просто могла этого не делать. А на бумаге - да, наверное она искупила вину. И пусть не перед читателями, а перед собой. Книга о том, как сложно жить с грузом на душе, и как научиться не сдаваться, а гордо признавать свою вину и жить с этой виной всю жизнь, не в силах ничего изменить. Я думаю, что если бы могла Брайони как-то иначе изменить ситуацию после случившегося, она бы обязательно это сделала. Людям важно верить. И в людей важно верить. В детстве иногда совершаются поступки, за которые стыдно в будущем. Просто это так видится в детстве. Хотя невозможно и вообразить даже, что из-за одной фантазии девочки два любящих сердца расстались, а юноша должен был отсидеть в тюрьме. Это о том, как важно и как нужно сказать рано или поздно: "Я виноват!", и как бессмысленны будут эти слова по сравнению с тем, что уже совершено. Девочка, совершившая когда-то ужасный поступок, дожила до старости, и написала свой роман со счастливым концом, где дала надежду. Где дала влюблённым шанс. Не потому что боится осуждения за подлый поступок, нет. Не потому что не осознаёт, что, фактически, загубила молодую пару. Просто она хочет дать шанс людям, которые этого заслужили. Шанс на счастье.
    Жаль, что в большинстве случаев мы не задумываемся, к каким последствиям приведут наши слова. Не просто в душе человека, а в судьбе. Когда, не разобравшись, не понимая, что происходит, неверно истолковывая то, что видим, из лучших чувств мы обвиняем других в том, чего они не делали. Позднее понимание и раскаяние, увы, порой не могут ничего исправить, потому что жизнь уже свернула с прямого пути. Изменить ничего невозможно.
    Книга вызывает отчаянное бессилие и душевный стон.

    15
    67